Разделы презентаций


Содержание и методика преподавания истории России в условиях реализации Концепции историко-культурного стандарта

Содержание

ИКС включает в себя : принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе,перечень «трудных вопросов истории.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Содержание и методика преподавания истории России в условиях реализации Концепции

историко-культурного стандарта»
Учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 3 ЩМР МО
Кошелева

С.Н.
«Содержание и методика преподавания истории России в условиях реализации Концепции историко-культурного стандарта» Учитель истории и обществознанияМАОУ СОШ

Слайд 2ИКС включает в себя :
принципиальные оценки ключевых событий прошлого,
основные

подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе,
перечень «трудных вопросов

истории.

ИКС включает в себя : принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в

Слайд 3Стандарт направлен
на повышение качества школьного исторического образования,
развитие исследовательских

компетенций учащихся общеобразовательных школ,
формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ,формирование единого культурно-исторического пространства

Слайд 4Реализация Стандарта предполагает
подготовку учебно-методического комплекса, состоящего :
из учебной программы

курса,
учебника,
хрестоматии,
книг для учителя,
справочников,
рабочих тетрадей,
комплекта карт,


электронных приложений.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего :из учебной программы курса, учебника,хрестоматии, книг для учителя, справочников,рабочих тетрадей,

Слайд 5Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические

пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее

распространенные точки зрения на эти события.
Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных

Слайд 6Необходимость создания нового учебно-методического комплекса истории России диктуется:
возросшими требованиями

к качеству исторического образования,
возросшим общественным интересом к событиям прошлого,


развитием мировой исторической науки,
накоплением новых исторических знаний.
Необходимость создания нового учебно-методического комплекса истории России диктуется: возросшими требованиями к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом

Слайд 7Задачи УМК
- создание условий для получения выпускниками прочных знаний

по истории России;
- формирование представлений об основных этапах развития

многонационального российского государства;
- показ истории России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- раскрытие сути исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

Задачи УМК - создание условий для получения выпускниками прочных знаний по истории России; - формирование представлений об

Слайд 8Авторы исходят из того, что российская история – это история

всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего

государства в соответствующие эпохи.
Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников.
Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили

Слайд 9Концептуальные основы историко-культурного стандарта
Культурно-антропологический подход. 
В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с

большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в

истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.
Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта Культурно-антропологический подход. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к  политической истории  особое

Слайд 10Концептуальные основы историко-культурного стандарта
Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов
В

школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном

составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории.
  Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

Концептуальные основы историко-культурного стандартаЭтнокультурный компонент: история страны через историю регионовВ школьном курсе истории необходимо усилить акцент на

Слайд 11Концептуальные основы историко-культурного стандарта
Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам

и явлениям
школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим

в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы, электронные образовательные ресурсы
Концептуальные основы историко-культурного стандартаВыработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениямшкольный курс истории должен быть обеспечен

Слайд 12Концептуальные основы историко-культурного стандарта
Учебник как навигатор
Учебник должен не только давать

информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать,

анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен  стимулировать учащихся к  получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы.
Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Концептуальные основы историко-культурного стандартаУчебник как навигаторУчебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать

Слайд 13Учебник истории
1.Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные

ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности.
2.

Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты.
Учебник истории1.Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и

Слайд 14Учебник истории
3.Понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса.

Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности

сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории.
Учебник истории3.Понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В

Слайд 15Учебник истории
4.Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея

в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас

культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры.

Учебник истории4.Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал,

Слайд 16Учебник истории
5.История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно

и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник

включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.

Учебник истории5.История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно

Слайд 17Учебник истории
6.Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического

развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического

развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны
Учебник истории6.Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на

Слайд 18Учебник истории
7.В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» и

новыми ФГОС, в условиях т.н. «концентрической» системы преподавания истории, следует

кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе. Знакомство  с отечественной историей происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», который должен быть более насыщен историческим материалом. На первом уровне школьного исторического образования (5–9 классы) изучение программного материала осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне — привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом — и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации. На втором уровне школьного исторического образования (10–11 классы) знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире».
Учебник истории7.В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» и новыми ФГОС, в условиях т.н. «концентрической» системы

Слайд 19Экспертиза учебников истории
Изменения, внесённые в порядок формирования федерального перечня учебников.
Согласно

внесённым в порядок формирования Федерального перечня учебников изменениям с 1

января 2015 года все учебники федерального перечня должны иметь электронную форму, а учебники истории России – пройти научную историко-культурную экспертизу, которая определит соответствие их содержания концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Экспертиза учебников историиИзменения, внесённые в порядок формирования федерального перечня учебников.Согласно внесённым в порядок формирования Федерального перечня учебников

Слайд 20Экспертиза учебников
В период с 30 марта по 15 апреля экспертами

РИО проведена 131 экспертиза в отношении 37 учебников истории России,

представленных в рамках восьми завершенных предметных линий.
На основании экспертизы было принято решение считать соответствующими Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и рекомендованными к включению в федеральный перечень учебников: завершенные предметные линии учебников с 6 по 10 класс ОАО «Издательство «Просвещение» (под ред. А.В.Торкунова) и ООО «Дрофа» (Андреев И. Л., Фёдоров И.Н. и др.); учебники с 6 по 9 класс ООО «Русское слово» (под ред. Ю.А.Петрова).

Экспертиза учебниковВ период с 30 марта по 15 апреля экспертами РИО проведена 131 экспертиза в отношении 37

Слайд 21Учебники издательства «Просвещение» (под ред. А.В.Торкунова)

Учебники издательства «Просвещение»  (под ред. А.В.Торкунова)

Слайд 22Учебники издательства «Дрофа» (Андреев И. Л., Фёдоров И.Н. и др)

Учебники издательства «Дрофа»  (Андреев И. Л., Фёдоров И.Н. и др)

Слайд 23Учебники издательства «Русское Слово» (под ред. Ю.А.Петрова)

Учебники издательства «Русское Слово»  (под ред. Ю.А.Петрова)

Слайд 37ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «трудных вопросов истории»
образование Древнерусского государства и роль варягов в

этом процессе;
существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как

общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;
причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;
роль Ивана IV Грозного в российской истории;
попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «трудных вопросов истории» образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;существование древнерусской народности и

Слайд 38ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «трудных вопросов истории»
присоединение Украины к России (причины и последствия);
фундаментальные

особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в

сравнении с государствами Западной Европы;
причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия;
оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;
характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в истории России;
оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале ХХ вв.;
характер национальной политики самодержавия и ее оценка;

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «трудных вопросов истории» присоединение Украины к России (причины и последствия);фундаментальные особенности социального и политического строя

Слайд 39ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «трудных вопросов истории»
оценка уровня развития Российской империи в начале

ХХ в.;
причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода

к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье;
причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
характер национальной политики большевиков и ее оценка;
причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;
оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «трудных вопросов истории»оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.;причины, последствия и оценка падения

Слайд 40ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «трудных вопросов истории»
оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;
советская

национальная политика;
причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
оценка периода правления

Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»);
причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
оценка внешней политики России в 1990-е гг.;
причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «трудных вопросов истории»оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;советская национальная политика;причины, последствия и оценка реформ

Слайд 41Структура курса истории России:
6 класс — Раздел I. От Древней

Руси к Российскому государству
7 класс — Раздел II. Россия в

XVI–XVII веках: от великого княжества к царству
8 класс — Раздел III. Россия в конце XVII–XVIII веках: от царства к империи
9 класс — Раздел IV. Российская империя в XIX — начале XX в.
10 класс — Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914–1922 гг.
10 класс — Раздел VI. Советское общество в 1920–1930-е гг.
10 класс — Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.
11 класс — История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни) 

Структура курса истории России: 6 класс — Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству7 класс —

Слайд 42Список литературы
Конституция РФ М., 2012
Закон об образовании в РФ М.,2014
Закон

Московской области «Об образовании» М.,2014
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной

историиМ.,2013
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2008
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" М.,2010г.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http: //mon.gov.ru/press/ news/8286
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования .- М.: Просвещение, 2010
Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011


Список литературы Конституция РФ М., 2012Закон об образовании в РФ М.,2014Закон Московской области «Об образовании» М.,2014Концепция нового

Слайд 43
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика