Слайд 1Советская культура 20-е годы: достижения и потери
9 класс
Учитель истории:
МБОУ
СОШ №37
Световая К. А.
Слайд 2План изучения нового материала
1.Особенности культуры данного периода
2.Образование
3.Наука
4.Литература и искусство
Слайд 3Особенности культуры данного периода
Ликвидация безграмотности
Борьба с религией
Раскол интеллигенции
Строительство нового общества
Идеологизация
культуры
Слайд 4Декрет Совета Народных Комиссаров
«О ликвидации безграмотности среди
населения РСФСР»
26
декабря 1919 г.
«Всякая истинно демократическая власть в области просвещения
в стране, где царит безграмотность и невежество , должна поставить своей целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…».
А. В. Луначарский (Петроград, 1917)
26 декабря 1919 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.
Слайд 5Борьба с неграмотностью сопровождается культурно- политическим просвещением: рабочие клубы, избы-читальни,
печать, музеи.
Слайд 6К концу первой пятилетки ликвидация неграмотности среди взрослого населения почти
завершена. В конце 20-х ставится задача перехода ко всеобщему обязательному
начальному обучению..
Слайд 7На основе положения ВЦИКа «О единой трудовой школе» создавалась двухступенчатая
школа (I ступень – 5-летнее обучение; школы II ступени создавались
на базе 4-7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. Появились учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. В 1925 году был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения.НО
Слайд 8 Подготовка специалистов и формирование советской интеллигенции. Расширяется сеть
рабфаков, создаются институты красной профессуры, коммунистические университеты, расширяются сеть ВУЗов,
техникумов, ФЗУ, в обучении и формировании интеллигенции господствует классовый подход.
Слайд 9В 1940 выпущено 121 тыс. специалистов с высшим образованием, что
в 10 раз больше, чем в 1914. В конце 30-х
создана единая система народного образования, которую отличает взаимосвязанность отдельных ступеней образования и связь образования с потребностями страны. В начале войны создана советская интеллигенция.
Слайд 10Новые специалисты с высшим образованием на 30% рабочие. Укрепляется идеологический
фронт - марксистское или атеистическое просвещение масс. В 1926 учреждены
ленинские премии. Первые лауреаты: Обручев, Вавилов, Губкин.
Вавилов Николай
Иванович
Слайд 11Сменовеховство
. Термин "С." произошёл от названия сборника "Смена вех", выпущенного
летом 1921 в Праге группой кадетско-октябристских деятелей (Н. В. Устрялов,
Ю. В. Ключников, С. С. Лукьянов, А. В. Бобрищев-Пушкин, С. С. Чахотин, Ю. Н. Потехин). Сменовеховцы имели в 1-й половине 20-х гг. до 10 печатных изданий, среди них: журнал "Смена вех" (Париж, 1921—22), газета "Накануне" (Берлин, 1922—24) и др. С. зародилось в условиях перехода Советской России к мирному строительству. Сменовеховцы призывали буржуазную интеллигенцию к сотрудничеству с Советской властью в надежде на перерождение Советского государства. С. вызывало враждебное отношение той части буржуазно-помещичьих политиканствующих верхов белой эмиграции, которая ждала повторения антисоветской интервенции и готовила вооруженные выступления внутри Советской республики. Оно свидетельствовало об ослаблении антисоветского лагеря, разложении белой эмиграции, способствовало возвращению ряда представителей буржуазной интеллигенции на родину.
Слайд 12 К 1940 выпущено 121 тыс. специалистов с высшим образованием,
что в 10 раз больше, чем в 1914. В конце
30-х создана единая система народного образования, которую отличает взаимосвязанность отдельных ступеней образования и связь образования с потребностями страны. В начале войны создана советская интеллигенция. Наука: к 40 - 2359 научных учреждений, 98 тыс. научных работников.
Павлов И. П.
Тимерязев К. А.
Слайд 13Мичурин И. В.
Жуковский Н. Е.
Вернадский В. И.
Циолковский К. Э.
Зелинский Н.
Слайд 15Н. Бердяева, С. Булгакова, А. Кизеветтера, П.Сорокина, С. Франка, Н.
Лосский, Б. Вышеславцев.
Н. Бердяев
П. Сорокин
Слайд 16Серебряный век
К середине 20-века за границу вынуждены были уехать многие
деятели науки и культуры
1922 год «Философский пароход»(
160 ученых и философов с мировым именем выдворены из страны)
Слайд 21Шадр «Булыжник орудие пролетариата»
Слайд 22В. Мухина
Рабочий и колхозница, победители парижской выставки
Пламя революции
Слайд 23Киноисскуство
В 1925 году вышел на экраны фильм «Броненосец „Потёмкин“» Эйзенштейна,
который в 1926 году был признан Американской академией киноискусства лучшим
фильмом года. Первый советский фильм, который изначально снимался как звуковой, вышел на экраны в 1931 году и назывался «Путёвка в жизнь». Первым цветным стал фильм "Груня Корнакова" ("Соловей-соловушко"), вышедший в 1936 г.
Слайд 25
Рефлексия: составить синквейн
1 строка – название стихотворения, тема – обычно
существительное;
2 строка – описание темы, 2 прилагательных;
3 строка – действие,
обычно 3 глагола, относящихся к теме;
4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;
5 строка – повторение сути, “синоним” 1 строки, обычно существительное.
Слайд 26Домашнее задание:
заполнить таблицу
Слайд 27Использованные интернет-ресурсы:
ww.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=767
http://www.istorya.ru/referat/5996/27.php
http://biology-geograp.ucoz.ru…
http://pozdravish.ru/?p=7879
http://history-life.ru/post76639316/