Слайд 1
EXCELSIOR-2015
Направление «Отечество»
Секция История
Спасение челюскинцев.Первые Герои Советского Союза.
Михайлова Анна, ученица 11
класса
МБОУ «Липовская СОШ им.Героя РФ Л.С.Константинова
Руководитель- учитель истории МБОУ
«Липовская СОШ» Исакова Надежда Валерьевна
Слайд 2Целью моей работы стало:
1. В связи с какими событиями в
СССР было учреждено высокое звание – Герой Советского Союза.
2.Кто они
первые Герои Советского Союза?
3.Кто такие «Челюскинцы».
4.Какое отношение было первым Героям в Советском Союзе.
Слайд 3Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить в школьной
библиотеке: какие книги имеются о челюскинцах и первых Героях.
2.Поиск информации
в Интернете.
3.Анализ деятельности челюскинцев и лётчиков, которые спасали их.
Объектами исследования стали челюскинцы и лётчики.
Актуальность работы заключается в том, что подрастающее поколение должно знать историю,своих Героев, гордиться достижениями, смелостью и героизмом наших лётчиков.
Слайд 4История легендарного "Челюскина" и челюскинцев
С целью обеспечения доставки грузов в
наиболее отдаленные регионы необходимо было Северным морским путем пройти расстояние
от Европы до Чукотки за сравнительно небольшой промежуток времени. Первым подобную экспедицию совершил ледокол «Сибиряков» в 1932 году. Для того, чтобы осуществлять грузовые перевозки, которые были необходимы для обеспечения отдаленных районов, требовались большие суда с высокой нагрузкой, которые были бы приспособлены к плаванию в суровых условиях Севера. В итоге советское руководство пришло к мысли о том, что для решения подобных задач вполне может подойти пароход «Челюскин».
Слайд 5«Челююскин» — советский пароход. Был построен в Дании на верфях фирмы Burmeister og Wain по
заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между
устьем Лены (отсюда и первоначальное название корабля «Лена») и Владивостоком. Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда — «усиленный для навигации во льдах». В пресс-релизе фирмы B&W пароход был отнесён к судам ледокольного типа. Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн.
Слайд 6Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 года. Пароход «Лена» переименовали 19
июня 1933 года. Он получил новое название — «Челюскин» в честь
русского мореплавателя и исследователя Севера С. И. Челюскина.
Слайд 7Экспедиция
16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием полярного капитана В.
И. Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта отплыл из
Ленинграда в Мурманск.
2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.
Первые льдины встретились в Карском море. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно.
Важное событие принесло Карское море - у Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Запись о рождении была сделана В. И. Ворониным в судовом журнале "Челюскина". Эта запись гласила: "31 августа. 5 час. 30 м. у супругов Васильевых родился ребенок, девочка. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: "Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку".
Слайд 8И назвали родители свою дочь КАРИНОЙ, так как она родиласть
в Карском море.
1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском
море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».
Слайд 9 О. Ю. Шмидт
Отто Юльевич Шмидт -
полярник, Герой Советского
Союза. И академик, вице-президент Академии наук. Блестящий математик и... страстный
альпинист. Государственный деятель
и создатель теории происхождения Земли,
ученый-энциклопедист
организатор и руководитель экспедиций по освоению и использованию Северного морского пути.
Отто Юльевич Шмидт - освоение Советской Арктики
Слайд 10
Уже в Карском море, еще не войдя в тяжелые льды,
корабль получил первые серьезные повреждения. Выяснилось, что он плохо слушается
руля, качество чрезвычайно опасное для плавания во льдах. Самый тяжелый этап плавания наступил в Чукотском море. «Челюскин» вел отчаянную борьбу с непосильным для него врагом, появлялись все новые повреждения. Стало ясно, что подход к о. Врангеля исключен. Встал вопрос о зимовке во льдах.
«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
«Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроникиА.Шафрана
Слайд 11Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для
выгрузки на окружающие льды. На счастье участников экспедиции, «Челюскин» тонул
медленно, так что с него не только успели снять все нужное для потерпевших кораблекрушение, но и то, что когда-нибудь могло пригодиться. А потом Шмидт скомандовал: «Все на лед!»
Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки.
Выгрузка
с корабля грузов.
Слайд 14Образовался знаменитый «ледовый лагерь Шмидта», который просуществовал до 13 апреля.
Весь мир был уверен в их неминуемой гибели.
Слайд 15Между тем весть о разразившейся драме облетела весь мир. Многие
стали опасаться, что вскоре во льдах погибнут и все «челюскинцы».
В сложившейся обстановке надежда была лишь на авиацию. Они стали слетаться и съезжаться на побережье Ледовитого океана со всех сторон в дополнение к уже находившимся в Заполярье летчикам Куканову и Ляпидевскому.
Слайд 16Пока летчики пытались спасти челюскинцев, жизнь в ледовом лагере шла
своим чередом.
Наиболее важной работой для челюскинцев стало сооружение аэродрома.
Несколько площадок построили ещё тогда, когда «Челюскин» был на плаву. Размеры строящихся в районе лагеря Шмидта площадок под аэродромы составляли всего 600х150 метров, но сил на их подготовку уходило много. Однако подготовленные ледяные поля при очередной подвижке превращались в крошево. Ледяные валы приходилось срубать, а затем на фанерных щитах вывозить за пределы площадки. Положение усугублялось тем, что в наличии имелись только лопаты и три топора. Ломов и кирок не было. Но люди не унывали. В это время родилась лагерная газета под названием «Не сдадимся!».
Слайд 17Эвакуация
Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия,
которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Спустя
примерно три недели после гибели судна, 5 марта, лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.
Слайд 18Наконец, 5 марта 1934 года челюскинцы услышали гул самолета, это
был 29 вылет А.В. Ляпидевского, когда, обнаружив их лагерь, совершил посадку
на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и 2 ребенка.
Подвиг А.В.Ляпидевского
Слайд 19Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай
Каманин, Михаил Водопьянов на самолетах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолете «Консалидейтед-Флейстер» (англ.) и Иван Доронин на«Юнкерсе» W-34 вывезли на материк остальных
челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находившееся в 140—160 км от ледовой стоянки. Лётчик М. С. Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки.
Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены.
Слайд 20Пассажирская кабина под крылом Р-5 для эвакуации челюскинцев
Слайд 21Так завершилась героическая эпопея, еще раз доказавшая всему миру, что
смелость и самоотверженность людей, объединенных великой идеей, преодолевают любые препятствия!
Слайд 22В честь блестящего завершения спасательных работ правительство учредило высшую в
СССР степень отличия – звание Героя Советского Союза. Первыми его
обладателями стали семь полярных летчиков, которые на маленьких ненадежных самолетиках, постоянно рискуя жизнью, сумели вывезти на материк всех зимовщиков.
Летчики -герои
Слайд 23 «Челюскинская эпопея» — эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта»
и их спасения летчиками — потрясла весь мир, и Отто
Юльевич стал тогда всемирно знаменит. За рубежом писали, что имя Шмидта «начертано в золотой книге науки», «о необычайных приключениях его в стиле Жюля Верна, писала вся мировая пресса» (сообщалось в газете «Известия» 3-го июня 1934 г.)
Челюскинская эпопея
Слайд 24
Ровно 81 год подходит с момента учреждения звания Героя Советского
Союза. 16 апреля 1934 Центрального Исполнительного Комитета СССР постановил –
за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига присуждать особое звание.
Первыми Героями Советского Союза стали «челюскинцы» - полярные лётчики Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. Звание они получили за спасение пассажиров и членов экипажа терпящего бедствие в арктических льдах парохода «Челюскин».
Слайд 25Герои Советского Союза
Герой Советского Союза, летчик Анатолй Ляпидевский. 1934 год.
Советский
летчик, Герой Советского Союза , командир авиаотряда по спасению челюскинцев
Николай Петрович Каманин. 1934 год
Слайд 26Герой Советского Союза летчик Василий Сергеевич Молоков. 1966 год
Герой Советского
Союза летчик Сигизмунд Леваневский. 1934 год
Слайд 27Герой Советского Союза, летчик Иван Доронин. 1932 год
Герой Советского Союза
летчик Михаил Водопьянов. 1934 год
Герой Советского Союза, летчик Маврикий Слепнев.
1956 год
встречала Москва своих Г Е Р О Е В! !
!
Слайд 29 «Челюскинская эпопея» — эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта»
и их спасения летчиками — потрясла весь мир, и Отто
Юльевич стал тогда всемирно знаменит. За рубежом писали, что имя Шмидта «начертано в золотой книге науки», «о необычайных приключениях его в стиле Жюля Верна, писала вся мировая пресса» (сообщалось в газете «Известия» 3-го июня 1934 г.)
Челюскинская эпопея
Слайд 30Научные результаты экспедиции на пароходе «Челюскин» имели огромное значение. Они
существенно пополнили знания о Северном Ледовитом океане, его географических и
метеорологических условиях вблизи северного побережья нашей страны и сыграли решающую роль в хозяйственном освоении Северного морского пути, который стал систематически эксплуатироваться начиная с 1935 г.
Значение челюскинской эпопеи
Слайд 31Память О Героях СССР
Улица Челюскинцев существует в городах России: Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Вологда, Воронеж, Грозный, Екатеринбург,Иваново, Казань, Киров, Кисловодск, Курск, Москва, Мытищи, Мурманск,Нижний Новгород, Нижний
Тагил, Новосибирск, Новороссийск, Омск (пять улиц), Оренбург, Пермь, Петрозаводск, Ржев, Самара, Саратов, Севастополь, Тверь, Троицк, Томск, Тюмень, Якутск, Ярославль; городах Украины: Белая Церковь (улица и переулок Челюскинцев, а
также улица и переулок С. И. Челюскина), Фастов (улица и переулок Челюскинцев), Донецк, Луганск, Одесса, Стаханов, Харьков, Черновцы; в Белоруссии: Минск (улица и парк), Могилёв.
Площадь Челюскинцев в Ярославле и Туле
Посёлок Челюскинцев в Тюменской области
Парк Челюскинцев в Минске и в Санкт-Петербурге
Улица профессора О. Ю. Шмидта в с. Молочное
Вологодской области
Улица Шмидта и 2-я улица Шмидта в Твери
Улица Шмидта в Екатеринбурге
Улица Капитана Воронина в Санкт-Петербурге
Сад Челюскинцев в Челябинске
Слайд 32
Северные экспедиции О.Ю. Шмидта внесли большой вклад в освоение Северного
морского пути. Люди помнят и чтят память о героических страницах
в истории освоения Арктики.
Слайд 33Поиск затонувшего судна
Неоднократно предпринимались экспедиции по поиску затонувшего «Челюскина». Однако
все они заканчивались неудачей.
Экспедиции 1974 и 1978(9) года были
безрезультатны.
Так, в 2004 году такой же неудачей закончилась очередная экспедиция, которая была совершена при помощи корабля «Академик Лаврентьев». Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна.
К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году участники заявили, что судно найдено, однако вскоре стало понятно, что это была ошибка.
В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин». Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин».
В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решётка, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 году со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода «Челюскин».
Слайд 34Использованные ресурсы
Магидович И.П. Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий.
Том 5
Хрестоматия по физической географии.. Москва. Государственное педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР. 1954 г.
Водопьянов, М. В. Повесть о ледовом комиссаре
Шнейдеров В.А. Великим Северным (Поход `Сибирякова`).