Слайд 1
Тема урока:
СССР в 1930гг.
Коллективизация и индустриализация
Слайд 2Цели урока:
Способствовать усвоению причин и сущности коллективизации и индустриализации;
Проследить их
социально-экономические и политические последствия;
Понять истоки трудового героизма советских людей в
годы первых пятилеток;
Способствовать воспитанию уважения к патриотическим чувствам советских людей;
Продолжать развивать умения и навыки работы с текстом учебника, историческими документами, извлекать из них необходимую информацию и систематизировать полученные знания.
Слайд 3
Оборудование урока: карта «Народное хозяйство СССР в 1926-1940гг».
Основные понятия: коллективизация,
индустриализация, раскулачивание, ГУЛАГ, социалистическое соревнование, стахановцы, культурная революция.
Важнейшие даты:
1928-1932гг.- первый
пятилетний план.
1933-1937гг.- второй пятилетний план.
Персоналии: И.В.Сталин, Н.И.Бухарин
Слайд 4План урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Изучение нового материала:
а) коллективизация и
ее итоги;
б) индустриализация в годы первых пятилеток.
3. Итоги урока. Закрепление
изученного.
4. Домашнее задание.
Слайд 51. Проверка домашнего задания.
Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?
Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?
Каковы причины
гонений, направленных против Православной церкви и ее служителей?
Как реагировала на перемены в СССР русская эмиграция?
Слайд 62.1. Коллективизация и ее итоги.
Коллективизация – политика преобразования сельского хозяйства
в конце 20-х – 30 е гг. на основе рас-кулачивания
и насаждения коллек-тивных форм хозяйства ( колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности.
Слайд 7
Найти и показать на карте районы, где сплошная коллективизация должна
была осуществиться в первую очередь:
Северный Кавказ, Средняя, Нижняя Волга к
1931г.
Украина, Центрально-Черноземный район, Сибирь, Урал, Казахстан к 1932г.
Остальные районы к 1933г.
Слайд 8Работа с учебником ( с.176-178) прочитать текст и заполнить таблицу
Слайд 9Обсуждение таблицы по разделам
Слайд 10Работа с документом
Из дневника учителя истории И.И.Шитца.
В деревне стоит стон.
Вместо единоличных хозяйств, обрадовавших было мужичков, вместо хуторов и отрубов
– коллективизация, причем ее проводят без достаточного числа машин. Принуждаемые к ней крестьяне режут скот и птицу и входят в обобществленное хозяйство, сравнявшись в нищете. Идея коллективного, машинного хозяйства, с повышенной техникой, улучшаемым урожаем, понижением ручного труда, увлекает многих, даже не во всем, сочувствующих большевикам. Но принудительное осуществление, сопровождающееся разорением, ссылками, ненавистью и враждой (все же в ХХв. люди не петровской эпохи), надрывает самое идею, не говоря уже о том, что остаются жгучие вопросы: куда деваться массам свободных крестьянских рук, которые отрываются от привычного труда, при склонности заменить их рабочими-машинистами из города? Что делать с детворой и ее запросами, когда разрушена всякая деревенская жизнь, а городской наладить нет средств и возможностей?
Слайд 11
В чем видит автор документа положительные стороны идеи создания крупных
коллективных хозяйств в деревне?
В чем он видит недостатки реализации этой
идеи на практике?
Слайд 13
В чем особенности тактической линии Сталина в период проведения
политики сплошной коллективизации?
( 1930г., статья Сталина «Головокружение от успехов»).
Как удалось
преодолеть голод в стране?
( пополнение парка МТС, выполнение планов закупки сельскохозяйственной продукции, политика материальной заинтересованности колхозников в повышении производительности труда, оживление приусадебного хозяйства, снижение цен на продукты питания).
Слайд 142.2. Индустриализация в годы первых пятилеток
Индустриализация – создание в крат-чайшие
сроки мощной тяжелой промышленности, на базе которой укреплялась бы обороноспособность
страны (ВПК), легкая промышленность и сельское хозяйство. Индустриали-зация призвана была решить и соци-альные проблемы – покончить с без-работицей и увеличить численность рабочего класса – опоры власти.
Слайд 15Работа с учебником (с. 170, с.175)
Заполнить таблицу:
Индустриализация в годы первых
пятилеток
Слайд 17
Показать объекты первых пятилеток (Днепрогэс, Сталинградский и Харь-ковский тракторные заводы,
Туркестано –Сибирская железная дорога, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения,
«Азовсталь» и «Запорожсталь», Авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве, Челябинский тракторный и Уральский вагонострои-тельный заводы).
- Используя учебник с.173, расскажите, где и как использовался труд заключенных. Какова была его роль в осуществлении модернизации страны?
Слайд 183. Итоги урока. Закрепление изученного.
В чем вы видите источники
героизма советских людей?
Главным источником проведения индустриализации в СССР служили: а)
иностранные займы и инвестиции; б) эксплуатация национальных окраин страны; в) эксплу-атация собственного населения.
Особенностью индустриализации в СССР можно считать: а) высокие темпы развития тяжелой промыш-ленности; б) бурное развитие легкой промышленности; в) комплексное развитие народного хозяйства.
Главным итогом индустриализации в СССР явилось: а) создание мощного ВПК; б) существенное повышение жизненного уровня населения; в) достижение эконо-мической независимости страны.
Слайд 19Вывод:
В результате социально-экономи-ческих преобразований 30-х гг. ХХ в. Наша страна
превратилась в мощную индустриальную державу, в которой жили люди с
уверенностью, что лишения и трудности – это временно, что выполнение пятилетних планов позволит построить новое общество, быстро поднять уровень жизни населения.
Слайд 20Домашнее задание:
П. 23, в. 1,3,4.
П. 24, в. 1,2,3,4.