Слайд 1Становление и развитие
школьного исторического образования и методики обучения истории
в России ХVIII-XIXвв.
Слайд 2
Зарождение и становление исторического образования в XVIII в.
Историческое образование
в XIX в.
Первые публикации по методике обучения истории
Слайд 3Литература
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.,
2003.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах,
описаниях. М., 2000.
Степанищев Методика изучения истории в школе. Ч.1. М., 2002.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002.
http://dic.academic.ru
Слайд 4
1. Зарождение и становление исторического образования
в XVIII в.
Период
появления первых исторических сведений и сборников, содержащих исторические сведения:
ПВЛ,
Слово о полку Игореве,
Нашествие Батыя на Русь,
Житие А. Невского,
Сказание о Мамаевом побоище,
Азбуковники, Синопсис.
Слайд 5«Летописец русских царей»
XV в.
«Хронограф»
XVI—XVII вв.
«Синопсис»
1674 г.
«Азбуковник»,
XV—XVII вв.
Пуфендорф
«Введение в
историю европейскую» 1718
«Книга степенная царского родословия», XVI в., «Царственный летописец» XVII
в.
«Плутарх. Сравнительные жизнеописания» XVIII в.
Источники исторических знаний
Слайд 7
Розга: «Розга ум вострит и возбуждает память».
Слайд 8Хронограф (греч. - время пишу)
хронографический свод. Впервые русская история
и история южных славян рассматривалась наравне с всемирной историей.
Первый хронограф
на Руси появился в XI в.
На рубеже XV-XVI вв. создан
Русский хронограф -своеобразная историческая энциклопедия.
Хронограф распространялся в рукописях.
Слайд 9«СИНОПСИС» (греч. synopsis - обозрение) –
первое учебно-историческое произведение.
Сведения о
происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России.
Слайд 10 Синопсис (обозрение)
«Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» —
компилятивный обзор истории Юго-Западной Русикомпилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй
половине XVII столетия.
Впервые издан в 1674Впервые издан в 1674 в типографии Киево-Печерской ЛаврыВпервые издан в 1674 в типографии Киево-Печерской Лавры, последний раз - в 1861 в Киеве.
Автор - монах Иннокентий Гизель.
До начала XIX века «Синопсис» использовался как учебник по истории.
Слайд 111705г.
1721г.
1726г.
начало преподавания истории (Московская гимназия пастора Глюка).
преподавание истории в школе
Феофана Прокоповича.
начало государственного обучения истории
(Академическая гимназия).
Слайд 12
Гимназия пастора Глюка - учебное заведение официально учреждено
Указом
от 25 февраля 1705 г.
Слайд 13Дети бояр, служилого и купеческого люда занимались историей по желанию
в конце учебного дня.
Выпускники гимназии шли на государственную службу.
Здание гимназии Иоганна Эрнста Глюка
С 1705 по 1715 год гимназия занимала палаты Нарышкиных
Здание перестроено.
Слайд 14
Общеобразовательные предметы - география, философия, история, арифметика, как и танцы,
фехтование, верховая езда обязательны для всех учеников.
Расписание занятий:
6 часов
утра – подъем, молитва и чтение церковных книг.
С 9 до 10 часов в классах изучали «Картины мира» Я.А.Коменского;
с 10 до 12 часов штудировали латынь и латинскую грамматику;
с 12 до 13 часов - завтрак;
с 13 до 14 часов – правописание, подготовка к урокам;
с 14 до 15 часов - уроки каллиграфии, французской и немецкой грамматики;
с 15 до 16 часов младшие ученики занимались арифметикой, переводом пословиц, а старшие - риторикой и фразеологией;
с 16 до 17 часов - уроки французского языка.
С 17 до 18 часов занятия историей и приготовление домашнего задания.
Слайд 15Царь Петр I инспектирует гимназистов
Слайд 16
По указу от 7 марта 1705 г. в школу принимали
охочих до учения недорослей «всякого состояния».
Обучение - бесплатно, на
содержание школы выдавали 3 тысячи рублей ежегодно.
В школе - 8 учителей-иностранцев и 30 учеников.
Слайд 171721 г. – общеобразовательная школа Феофана Прокоповича в Петербурге для
детей-сирот, детей бедняков и солдатских детей.
В 1716 г. Феофан
Прокопович в собственном доме открыл семинарию.
Историю изучали дети «всякого звания».
В своем доме на Карповке он собрал огромную библиотеку из 30 тыс. книг.
Слайд 18Школа на Карповке существовала до 1736 г.,
закрыта со смертью
Феофана Прокоповича.
Обучилось 160 молодых людей.
В школе - строгая дисциплина,
надзор, точное расписание, отсутствие суеты, беспорядка.
Программа основана на «триязычии» (русский, латынь, греческий).
Большое внимание уделялось истории и географии, арифметике и геометрии, рисованию и музыке.
Обучали дисциплинам необходимым будущей светской и духовной интеллигенции России.
Слайд 191724 — Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге
Слайд 201726 г. - государственное обучение истории.
Первая правительственная академическая гимназия
при Петербургском университете.
Структура:
3 года - приготовительная немецкая,
2 года - латинская школа.
Поступали в 5 класс, заканчивали обучение в 1 классе. Историю изучали с 3 класса.
В 3-2 классах - 3 часа в неделю изучали древнюю историю, начиная от сотворения мира и кончая правлением первого христианского императора Константина Великого.
В 1 классе - 2 часа в неделю, хронологически изучали до 40-х гг. XVIII века.
Слайд 21
Первая в России академическая гимназия в Санкт-Петербурге
Слайд 22Университетская гимназия
В 1755 г. при Московском университете основана гимназия
(ее называли Университетской или Академической).
Слайд 23«Введение в генеральную историю» Гильома Кураса
Изучение только всеобщей истории.
Преподавание -
на иностранных языках: латинском, немецком.
1747 г.
1760 г.
«Краткий Российский летописец с
родословием» М.В. Ломоносова
Первый школьный учебник по русской истории
ДО
ДО
Слайд 24Введение в генеральную историю,
1747 - первое издание - в виде
учебника.
1762 – второе - под названием «Сокращенная универсальная история…».
Рассказы о всех
важных событиях в Европе «от сотворения мира».
Переводчик добавил сведения о российской истории.
Слайд 25
Всеобщая история
Сокращенная универсальная история, содержащая в себе все достопамятные в
свете случаи от сотворения мира по нынешнее время со многим
пополнением, вновь переведенная и с приобщением Краткой российской истории, вопросами и ответами в пользу учащегося юношества. [Перевел Б.А. Волков] СПб., при Имп. Акад. наук, 1762.
Слайд 26Методика
Материал в учебниках - в вопросно-ответной форме для заучивания наизусть.
Учитель
руководит заучиванием вопросов и ответов на них.
Слайд 27Методика
В привилегированных русских школах XVIII века геральдика, мифология, нумизматика изучались
как отдельные предметы..
Слайд 28Методика
Содержание учебников
по всеобщей истории 40-х - начала 60-х гг. XVIII
в. события излагались монографически - по средневековой схеме четырех монархий
(Ассиро-вавилонской, персидской, македонской и римской);
или синхронистически – в историко-хронологической последовательности по разным странам - короткими периодами.
Слайд 29Первый русский историк XVIII века В.Н. Татищев
По совету
В.Н. Татищева
история
как учебный предмет впервые была введена в школу.
Слайд 30
М.В. Ломоносов «Древняя Российская история» (1766)
Учебники и учебные пособия
по истории
2 пол. XVIII века
М.В. Ломоносов «Краткий Российский летописец
с родословием» (1760)
Слайд 31
В 1782-1783 гг. комиссия по учреждению народных училищ разработала программу
открытия в России народных училищ для подготовки учителей.
В 1783 г.
в Петербурге открылись Главное народное училище с Учительской семинарией для подготовки учителей для малых народных училищ в доме купца Щукина на Садовой улице.
С 1786 г. Учительская семинария стала самостоятельной.
Слайд 321783 г.- в Петербурге учреждается учительская семинария для подготовки преподавателей
народных училищ.
Впервые в число изучаемых предметов включается методика истории.
Слайд 331786 г. - реформа по созданию народных училищ.
Устав народных
училищ
Введение классно-урочной системы преподавания, использование доски и мела.
Закреплено положение
отечественной истории как самостоятельной учебной дисциплины
Слайд 34Ф.И.Янкович де Мириево
Организатор учебного дела в России
Автор первых учебников и
пособий для учителей
Автор учебника по всеобщей истории
Основатель первых методов и
средств обучения
Слайд 351783 г. Янкович Ф.И.
Руководство учителям народных училищ.
О должностях
человека и гражданина.
Учебная книга для малых училищ: Книга для чтения
в нар. училищах, издана в 1783 по указу Екатерины II.
В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича напечатана настенная «Историческая карта Российской империи».
1787 г. Янкович Ф.И. Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи
Шрекк И.М. Всемирная история для обучения юношества. Для 4 класса главных народных училищ
1799 г. Кириак Т. Краткая Российская история, сочиненная для употребления в народных училищах.
Слайд 36
2. Историческое образование в XIX в.
История государства Российского (тт. 1-12,
1816-1829)
Карамзин впервые дал образное изложение отечественной истории, отразил деяния,
замыслы, чувства конкретных людей.
Концепции Карамзина легли в основу учебников истории 1-й пол. XIX в. и способствовали формированию национального самосознания народа.
Н.М. Карамзин
Слайд 37Монархическая концепция Н.М.Карамзина получила отражение в учебниках
И.К. Кайданова
Краткое начертание всемирной
истории (СПб., 1821, 16 изд.);
Начертание истории государства Российского (СПб.,
1829, 4 изд.);
Учебная книга всеобщей истории для юношества. Древняя история (СПб., 1834, 5 изд.);
Краткое начертание российской истории. 1834
С.Н.Смарагдова
Руководство к познанию древней истории для средних учебных заведений (СПб.,1840-1852),
Руководство к познанию новой истории (СПб., 1844-1864),
Краткое начертание всеобщей истории для первоначальных училищ (СПб., 1845-1855)
Слайд 38Методические работы 1-й пол. XIX в.
Доктор философии, педагог А.А.
Язвинский, изобретатель мнемонической методы изучения истории.
"Всеобщая история: руководство к
хронографической карте для изучения истории главных европейских государств (1837);
"Синхронистические таблицы всеобщей истории, служащие к хронографическому атласу, содержащему в себе до 500 портретов государей" (1846);
"Методы преподавания хронологической истории" (1837);
"Хронологическое обозрение всеобщей истории" (1841);
"Русская история, хронографическое обозрение и портреты" (1845).
Слайд 39Методические работы 2-й пол. XIX в.
Директор Петербургского немецкого училища Готлиб
фон Шуберт предложил рифмическую обобщительную методику.
Шульгин В.Я.- историк написал три
учебника всеобщей истории: «Курс истории древнего мира» (1856-1865), средних веков (1858-1881) и нового времени (1862-1898).
Учебники имели большое значение: ничего подобного в русской педагогической литературе до тех пор не было. «Как можно менее голых чисел и безличных имен и как можно более живых людей» —это по Шульгину основа исторического преподавания.
Стасюлевич М.М. предложил «реальный метод» на основе изучения учащимися исторических документов.
Слайд 40Методические идеи преподавания истории
В.Г. Белинский
Н.А.Добролюбов
Н.Г. Чернышевский
Слайд 41Развитие исторической науки
«История России с древнейших времён» в 29 т.
Принцип историзма в понимании национальной истории
Учебная книга русской истории:
учебник для гимназии (1860)
С.М. Соловьёв
Слайд 42Д.И. Иловайский
«Краткие очерки русской истории» (1860)
Слайд 44СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В.
Слайд 45Всеобщая история
Нумизматика
Мифология
Хронология
Генеалогия
Геральдика
Древняя география
Основные предметы в русских школах
Слайд 46изложение материала в вопросно-ответной форме
строгое заучивание материала
история в гимназиях была
дополнением к филологическому курсу
появление важных трудов по истории
Особенности методики
преподавания истории в 1850-е – 1870-е гг.
Слайд 47Основные методы обучения истории к. XIX в.
биографический
реальный
прогрессивный
регрессивный
драматизации
М
Е
Т
О
Д