Слайд 1Становление Православия на Кольском Севере
Снеткова Маргарита
9 «А» класс
СОШ №5
Преподаватель:
Благовещенская Ю.В.
Слайд 2Православие- одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений
в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на
Ближнем Востоке.
В настоящее время Православие насчитывает наибольшее количество последователей в России, православных приходов в России во много раз больше, чем приходов других религий.
Слайд 3 Православие приходит на Кольский Север вместе с русскими, его
распространение ограничивается лишь самими русскими поселенцами вплоть до начала XVI
в., не затрагивая саамов.
Активизация миссионерской деятельности лютеранской церкви в приграничных с территорией Кольского п-ова областях, вызывавшая опасение у Русской православной церкви по поводу возможного проникновения ее на Русский Север, поставила вопрос об обращении в "русскую веру" лопарей. Эту задачу начали осуществлять православные миссионеры Феодорит, Трифон, Феогност.
Слайд 4Первыми в 1526 приняли православие лопари, жившие в низовьях р.
Нивы по соседству с русскими солеварнями на р. Канде, вслед
за ними в 1532 — лопари, расселявшиеся по рекам Кола, Тулома, Печенга. Крещение лопарей способствовало закреплению Мурмана за Российским государством: лопари Кольского п-ова признали себя людьми "русской веры", называя своим государем московского царя. Единство веры всех жителей края имело немалое значение в деле обороны Кольского Севера от попыток его захвата После принятия православия часть земель Кольского п-ова разными путями перешла во владение монастырей и служителей церкви. Так, в 1581 Иван IV закрепил "крещеных лопарей русской веры" Мотовского и Печенгского погостов за Трифоно-Печенгским монастырем. В XVII в. духовные вотчины появились и на востоке полуострова. Содержание церквей легло на крещеных лопарей.
Слайд 5Поселившиеся на Терском берегу православные русские нуждались в исполнении религиозных
обрядов, поэтому на Кольском п-ове начинается строительство церквей. Первой в
1491 Соловецким монастырем была построена деревянная церковь Николая Чудотворца в с. Варзуга, а затем церковь Вознесения Христова на р. Умба, в урочище Погост. Соответственно и первыми православными приходами на Кольском п-ове стали Варзужский и Умбский. В 1563 в Варзуге было уже 3 церкви: Николы Чудотворца, Апостолов Петра и Павла и Успения Пречистой Богородицы, позднее были построены еще две: Афанасьевская и Зосимо-Савватьевская. В XVI в. в с. Ковда была построена шатровая церковь Николая Чудотворца (в 1705 заменена новой, сохранившейся до наших дней).
Слайд 6Первый храм близ устья р. Колы — церковь Благовещения святой
Богородицы, предназначавшаяся для кильдинских и нотозерских лопарей, которая была построена
по русской летописи в 1532, по норвежским данным — в 1529. Сведений о служителях первых кольских храмов не сохранилось, кроме предания о кольском священнике Варлааме Керетском, позднее признанным святым. В 1608 в г. Кола существовало 4 храма: церковь Страстотерпца Христова Георгия, церковь Успения Пречистыя Богородицы, церковь Святых апостолов Петра и Павла, и церковь Николы Чудотворца. Наиболее значимым событием в церковном строительстве XVII в. явилось создание в г. Кола Воскресенского собора, самого высокого здания города. После его сожжения во время английских нападений в 1854 богослужение происходило в старинной Троицкой церкви, а позднее — в Благовещенской. Кроме того, в 1684—1699 в г. Кола действовала церковь Алексия — Божия человека, построенная для лопарей Западного Мурмана.
Слайд 7В 1533 были основаны монастыри с приписанными к ним церквями
в Кандалакше (Рождества Богородицы Пречистинская) и на р. Печенге (Троицкая
церковь). В 1565 Трифон построил Борисоглебскую церковь на р. Паз, а примерно в 1570 соловецкий монах Фео-гност — церковь Святым апостолам Петру и Павлу в устье р. Поной. Это были самые первые храмы в землях крещеных лопарей. К концу XVII в. на Кольском Севере действовало уже 13 церквей. До 1682 Кольский уезд входил в состав Новгородской епархии, затем Холмогорской (Архангельской) епархии. После того как в середине XVII в. Трифон был причислен к лику святых и к его могиле началось паломничество, в 1708—1709 здесь была построена церковь Сретения Господня, куда ежегодно 15 декабря и на праздник Сретения (2 февраля) съезжались лопари, коляне и другие богомольцы.
Слайд 8Наряду с приходскими храмами возникали и развивались монастыри, которые были
крупными собственниками земель, промысловых угодий, сенокосов, солеварен и водяных мельниц.
Они вели торговлю рыбой, солью, пушниной как внутри страны, так и с иноземными купцами. Кроме местных монастырей — Кандалакшского, Печенгского и Кольского (Петровского) — свои подворья и вотчины имели Соловецкий, Кирило-Белозерский, Антониево-Сийский, Троице-Сергиев, а с XVII в. — Новоспасский, Крестный и Воскресенский монастыри. Однако когда в 1764 церковные вотчины ликвидировались, владений собственных монастырей на полуострове почти не осталось: Печенгский монастырь был разгромлен во время шведских нападений в 1589, а Кольский и Кандалакшский после опустошительных пожаров XVII в. так и не смогли восстановить свое прежнее положение.
Слайд 9После раскола православной церкви на Кольской земле появились и старообрядцы,
как правило, в качестве ссыльных. Летом 1654 в Кандалакшском монастыре
в ссылке находился непримиримый враг патриарха Никона — Неронов Иван. Из-за преследований старообрядцев многие исповедовали "старую веру" тайно. Так, на Терском берегу в д. Порья Губа, например, существовало мольбище (или скит), в котором находилась почитаемая местным населением старообрядческая икона Николая Чудотворца, на поклон к ней ездили стрельцы-раскольники и некоторые лопари. В целом, старообрядчество на Кольском Севере не получило широкого распространения. По официальной статистике, в уезде числилось не более 2—3 раскольников. Однако многие поморы, считая себя правоверными, посещая церковь и исповедуясь у священников, частично придерживались древнего благочестия вплоть до XX в.