Слайд 1Урок-диалог
по истории России для 7 класса
на тему:
«Внутренняя политика
Екатерины II»
Подготовила
студентка
исторического факультета
141 группы
Сулина Е.В.
Слайд 2Цели
Образовательные:
■Сформировать у учащихся представление о времени правления Екатерины II
■Выявит цели,
которые преследовала Екатерина II, проводя свою внутреннюю политику
■Определить последствия политики
Екатерины II
Слайд 3Развивающие:
■ сформировать у учащихся понимание того, что произошедшие события существенно
отразились на народном мнении
■ подвести детей к осознанию необходимости решения
спорных вопросов мирным путем и использованию военной силы лишь в виду невозможности мирного урегулирования конфликта или крайней необходимости
Слайд 4Воспитательные :
*сформировать у учеников понимание необходимости объективно оценивать те
или иные факты, события, явления, процессы
*воспитание у учащихся упорства, терпения,
стойкости, как необходимых качеств для достижения поставленных целей
Слайд 5План урока
Организационный момент (2 минуты)
Особенности внутренней политики Екатерины II (15
минут)
Политика Просвещённого абсолютизма (15 минут)
«Золотой век» русского дворянства (6 минут)
Причины
крестьянской войны – ужесточение крепостного гнёта (5 минуты)
Задание на дом (2 минуты)
Слайд 6Особенности внутренней политики Екатерины II
Слово учителя: Свобода экономического развития, предпринимательства
была осознаваема императрицей как проблема общественного развития государства. Это было
в значительной мере связано с увлечением Екатериной II идеями философов-просветителей.
Кого из философов-просветителей вы знаете?
(Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро и т.д.)
Почему Екатерина II не могла пойти на отмену крепостного права?
(Она боялась возмущения дворянства)
Слайд 7Политика Просвещённого абсолютизма
Самостоятельная работа с учебником: При изложении черт политики
Просвещённого абсолютизма можно воспользоваться анализом учебника. Ученики самостоятельно изучают текст,
а затем работают с учителем по принципу диалога.
Слайд 8Диалог учителя с классом
Предполагаемые вопросы:
Какие основные идеи выдвигали французские просветители
в своих трудах?
Что они понимали под «общественным договором»?
Как вы думаете,возможны
ли была реализация этой идеи в России? Почему?
Какое значение имеет замена общественного договора на лояльность просвещённому монарху в сфере политического устройства государства?
Как изменила русская императрица критические идеи французских просветителей в отношении церкви? В силу каких причин?
Слайд 9«Золотой век» русского дворянства
«Жалованная грамота дворянству» 1785 год. – один
из наиболее значимых документов царствования.
Какой важный манифест ему предшествовал?
(Манифест
о вольности дворянской)
Кто его подписал?
(Павел I)
Слайд 10Слово учителя: согласно «Жалованной грамоте» за дворянами закреплялось право не
служить на гос. службе, они получали право монопольного владения крестьянами
(=> и крепостными душами), они получал право на сословную корпоративную самоорганизацию. Дворяне теперь избавлялись и от телесных наказаний.
Слайд 11Причины крестьянской войны – ужесточение крепостного гнёта
Как вы думаете, какие
социальные группы были недовольны правительственной политикой?
(Крепостные, казаки, приписные рабочие).
Слайд 12Слово учителя
Начало крестьянской войны связано с усилением прав и привилегий
дворянства, в том числе и в отношении собственных крепостных. Ухудшилось
положение мануфактурных рабочих, которых прикрепили к предприятиям, а также и положение нерусских народов.
Слайд 13Задание на дом
*Составить синквейн на тему «Просвещённый монарх».
*Написать отзыв дворянина
на изменения, произошедшие после принятия «Жалованной грамоты».