Слайд 1Проверка домашнего задания
– Почему в Римском государстве вспыхнула вражда между
различными группами его населения?
– Кто стал инициатором нового земельного закона?
–
Как отнеслись к новому закону сенаторы? Почему?
– Смогли ли братья Гракхи добиться поставленных целей?
Слайд 2Восстание Спартака
История древнего Рима в первые века до н.э. насыщена
событиями, связанными с классовой враждой. Сегодня мы познакомимся с событиями
крупнейшего восстания рабов древности – восстанием Спартака.
(Тему урока запишем в тетрадях)
Слайд 3Источники рабства в Древнем Риме
Захват пленников
в войнах
Как люди попадали
в
рабство?
Захват пиратами людей
и продажа их в рабство
Рабство жителей провинций за
неуплату налогов
Дети рабов
становились рабами
Слайд 4В Древнем Риме рабы были у каждого уважающего себя римлянина.
Их называли «говорящим орудием». Особое место среди рабов занимали гладиаторы.
Кто
знает, кого называли гладиаторами?
( Сделайте предположения)
Слайд 5Запись в тетради
Гладиаторы – рабы-бойцы, участвующие
в сражениях-представлениях
Слайд 6Гладиаторские бои становились ярким зрелищем, в котором гладиаторы сражались не
на жизнь, а насмерть.
Вот как Байрон описывает гладиаторский бой:
Цирк
вкруг бойца плывет, он умирает.
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает
Он слышит, но не внемлет, взор его
С душою вместе над землей витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Пред ним шалаш на берегу Дуная.
И детворы его играет стая,
И там их мать… И вот,
Отец зарезан… Римлян забавляя…
Слайд 7Жизнь гладиаторов была незавидной, и в 74 г. до н.э.
произошло крупнейшее в древности восстание рабов, которое возглавил один из
гладиаторов – Спартак
Слайд 8Биография Спартака
Спартак родился во Фракии (рассказ учащегося сопровождается показом объектов
на карте). Он сражался против римлян, попал в плен и
за свою храбрость был зачислен в легион, где проявил отвагу.
За отличия в войне против Митридата был назначен деканом – начальником отряда из десяти человек и заслужил почетную награду – гражданский венок.
Когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться в рядах своих соотечественников против римлян.
Раненый он снова попал в плен к своим врагам; смертная казнь предписанная законом была заменена ему службой гладиатором.
Спартак превосходил своих соперников по силе и ловкости, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен. Спартак заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах Италии.
Слайд 9 Работа с историческим документом
Вопросы к документу:
– Как называется документ,
и к какому виду источников он относится?
– Назовите автора документа
– В каком городе находилась школа гладиаторов, о которой рассказывает автор?
– Кому принадлежала эта школа?
– Предположите, богат ли был владелец гладиаторской школы, почему?
– Гладиаторы из каких государств находились в школе гладиаторов?
– Как хозяин обращался со своими рабами?
Слайд 10Работа с историческим документом
– Были ли довольны рабы своим положением?
Что они предприняли?
– Много ли гладиаторов содержалось у хозяина
школы?
– Почему не всем гладиаторам удалось бежать?
– Сколько рабов бежали?
– Чем были вооружены беглецы? Предположите, почему они не смогли взять оружие, с которым выходили в бой?
– Можно ли сказать, что школа Капуи была не единственной в Италии? Почему?
– Как автор документа относится к Спартаку, а как к хозяину рабов. Ответьте словами из документа.
– А как вы думаете, правильно ли поступили рабы? Почему?
– Как вы думаете, что больше ценно для автора документа – рабовладение и жестокость или отвага, физическая сила, ум и доброта? Почему?
– Осуждает ли автор поступок рабов? Почему?
– Что нового помог узнать вам этот документ?
– Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?
Слайд 11Запись причин восстания
Насильственное держание рабов в школе гладиаторов.
Несправедливое и жестокое
обращение хозяина по отношению к рабам.
Слайд 12Ход восстания
Беглецы стазу же покинули Капую.
Лагерь они устроили на вершине
вулкана Везувий, куда стали сбегаться рабы из окрестных имений. Армия
Спартака быстро росла.
Слайд 15Работа с учебником
Вопросы к прочитанному(стр247-250):
– Как римлянам удалось заточить в
ловушку армию Спартака? Ответьте словами из текста учебника.
– Почему Спартак
не смог переправиться на Сицилию?
– Что предложил Спартак своим товарищам?
– Что по-вашему помешало армии Спартака переправиться через укрепления Красса?
Слайд 17Работа с иллюстрацией
– Какое событие изображено? К чему оно относится:
к политическому событию, историческому деятелю, военной операции, повседневной жизни?
– Каково
место действия изображенного?
– Кто изображен на картине? Легко ли определить социальное положение изображенных? По каким признакам вы определили их социальное положение?
– Все ли изображенные на иллюстрации показаны равноценно?
– Как показаны рабы, как воины из римской армии?
– Можно ли по лицам изображенных определить их отношение друг к другу?
– Какие краски использовал художник, изображая это событие?
– Попробуйте по картине предположить исход битвы. Почему так решили?
Как вы думаете, почему войско Спартака потерпело поражение?
Слайд 18Запись причин поражения
Неопытность воинов армии Спартака.
Отсутствие четкого плана действий
восставших.
Обман пиратов.
Слайд 20Значение восстаний
Восстание Спартака глубоко потрясло Древний Рим и его рабовладельческий
строй. Оно вошло в мировую историю как крупнейшее восстание рабов
во все времена. Оно ускорило переход государственной власти в Риме от республиканской формы правления к императорской. Созданная Спартаком военная организация оказалась настолько крепкой, что в течение длительного времени могла с успехом противостоять отборной римской армии.
Слайд 21Домашнее задание
Прочитать параграф №
Запомнить дату восстания Спартака, выучить определения