Слайд 1Тема урока:
«Восток в первой половине XX века»
Слайд 2План
Традиции и модернизация.
Япония
Китай.
Индия.
Слайд 3Традиции и модернизация
К странам Азии и Африки в начале XX
века обычно относили понятие
« Восток» ( отсталый Восток», « передовой Запад») В начале века обнажился большой разрыв между динамичным научно – техническим и социальным развитие стран Запада и застойным состоянием азиатских и африканских стран.
Слайд 4Традиции и модернизация
Чем можно объяснить
отсталость и застойность Востока?
Сопротивление традиционных
обществ
внешним влияниям
Политика колониальных держав
Слайд 5Традиции и модернизация
Только кемалистская революция в Турции 1918-1923 гг. способствовала
тому, что Турция стала светским государством, избавилась от халифата и
шариата, стала на путь капиталистического развития.
Слайд 6Традиции и модернизация
В Китае Синьхайская революция 1911-1912 гг. решила только
одну важную задачу – свержение манчьжурской династии, но не решила
проблему объединения Китая.
Слайд 7Традиции и модернизация
В 1920-1930 гг. Япония, Китай и Индия шли
разными путями развития, решали разные задачи, но у них была
одна общая задача –
вырваться из зависимости,
отсталости
стать на ускоренный путь развития.
Слайд 8Традиции и модернизация
Модернизация – это процесс распространения тех типов социальной,
экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и
Северной Америке с XVII по XX век, а затем распространились на другие европейские страны.
Слайд 9Традиции и модернизация
Средства и
методы осуществления модернизации
Реформа
РЕволюция
Слайд 10Япония
Среди стран Востока проблемы модернизации были решены к началу XX
века только Японией. Этот процесс начался с реставрации Мейдзи, усиления
власти феодальных клики осуществления реформ по европейскому типу
Слайд 11Япония
Реформы помогли:
Избежать революции и порабощения
Покончили с изоляционизмом
Вывели страну на путь
капиталистического развития
Японский дух + европейское знание
= развитие
Слайд 12Япония
Япония повторила европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и
милитаризацией. Сначала начала борьбу за колонии на материке и развязала
5 войн за 40 лет
Русско – Японская война
Слайд 13Япония
Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали Японию к тоталитаризму. Он приобрёл своеобразную
форму традиционного императорского режима и военно – регулируемого капитализма.
Синтоистский храм
Слайд 14Япония
Своеобразие японской модернизации состояло в том, что они приняли европейский
пример развития с сочетанием традиций.
Слайд 15Китай
Всю первую половину XX столетия Китай вёл войны на своей
территории. Путь от традиционного Китая до современного реформируемого Китая занял
целое столетие. Здесь более жёстко и открыто проявила себя альтернатива: реформа и революция
Слайд 16Китай
Историческая ступень развития Китая связана с целым рядом исторических личностей:
Кан Ювэй, Сунь Ятсон, Цы Си, Юань Шикай, Чан Кайши
и др.
Слайд 17Китай
Первые попытки реформ в Китае связаны с именем Кана Ювэя
(« Сто
дней реформ») были пресечены в результате переворота 1898 года. Восстание было жестоко подавлено.
Кан Ювэй
Слайд 18Китай
Под руководством Сунь Ятсена в 1905 г. объединились несколько буржуазно
– демократических и националистических организаций. Их программой стали три принципа:
« национализм – народовластие – народное благосостояние»
Сунь Ятсен
Слайд 19Китай
Попытки императрицы Цы СИ провести реформы в 1906- 1908 гг.
вновь были прерваны смертью императрийцы и последовавшим захватом власти дворцовой
кликой, поместивших на престол императора Пу И.
Императрица Цы Си
Слайд 20Китай
Буржуазная революция длилась 1 год. Делегаты революции провозгласили образование Китайской
республики и избрали президентом Сунь Ятсена. В Пекина вся власть
перешла генералу Юань Шикаю, который добился отречения от престола Цинской династии, но установил свою личную диктатуру.
Юань Шикай
Слайд 21Китай
Весной 1925 г. в Китае началась революция. Генерал Чан Кайши
руководил правительством. В 1926 – 1928 гг. совершил поход по
северным провинциям, завершив объединение, он начал капиталистическую модернизацию по западноевропейской модели.
Чан Кайши (Цзян Цзеши )
Слайд 22Китай
В течение десятилетия до японской агрессии Голимидан провёл в Китае
существенные преобразования.
Какие? ( стр. 115 – найдите и зачитайте)
Слайд 23Китай
Нападение Японии на Китай в 1937 году заставило Чан Кайши
и Мао Цзэдуна преодолеть вражду и объединиться против японской агрессии.
В итоге были остановлены военные действия, советы преобразованы в административные органы.
Японо – Китайская война
( 1939 – 1945 гг.)
Слайд 24Индия
После Первой мировой войны Англия, стремясь удержать контроль над Индией,
расширила права органов самоуправления, но ужесточила наказания за политическую деятельность.
Во главе освободительного движения встал М.Ганди, выдвинувший лозунг: «заполоним собой тюрьмы».
В 1904 г. он основал в Южной Африке общину и начал выпускать газету «Индийское мнение»,объединившую патриотов.
Мохандас Карамчандр
Ганди
Слайд 25Индия
Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее
идеологией индийского национально-освободительного движения.
Слайд 26Индия
Основные принципы гандизма:
достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в
борьбу широких народных масс (Сатьяграха);
идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам
народных масс;
борьба с кастовым неравенством.
утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами
идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества
Слайд 27Индия
В 1907 г.Ганди выдвинул идею «сатьяграхи» -ненасильственной борьбы. Он
был арестован, но ряд расистских законов англичане отменили.
В 1915 г.Ганди
вернулся в Индию. Он заявил, что касты не вытекают из основ религии и призвал индийцев объединиться.
В 1919 г.в Индии прошли акции неповиновения. Британия ввела чрезвычайное положение.
Слайд 28Индия: кампания ненасильственного сопротивления
1 этап:
1919-1922 г. – протест против принятия
одного из репрессивных законов. Он призывал закрывать лавки, прекратить всякую
трудовую деятельность. Английские власти ответили жестоким насилием. Провести политику бойкота.
2 этап:
1928-1933 гг. - уклонение от уплаты налогов в Английскую казну. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией. В 1947 г. Великобритания приняла решение о предоставлени Индии независимости.
Слайд 29
В 1927 г.начала работать комиссия по расширению прав комитетов самоуправления,
но индийцев в нее не допустили. В ответ началась всеобщая
забастовка. Ганди потребовал снижения налога на соль. В 1930 г. Ганди и его сторонники двинулись в глубь страны призывая добывать соль самостоятельно. Индийцы отказались приобретать английские товары и экономика страны была парализована.
«Соляной поход» 12 марта – 5 апреля 1930 г.
Слайд 30Подведём итог урока
Вопросы на стр. 120
Слайд 31Домашнее задание:
Параграф 12, записи, вопросы
Слайд 32
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8,_%D0%9C%D0%BE%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%81_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%
%D0%BC%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B4
*http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B8
Антоненкова Анжелика Викторовна
Учитель истории МОУ Будинской ООШ
Тверской области