Слайд 1
10 класс
Великая сила любви
А.И. Куприн
«Гранатовый браслет»
Слайд 2Чей это портрет?
За каждый правильный ответ по одному
баллу
Слайд 12Ангелы называют это небесной отрадой, черти — адской мукой, а
люди - ...
Видеоролик
Слайд 13
10 класс
Великая сила любви
А.И. Куприн
«Гранатовый браслет»
Слайд 14Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока.
Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Тема любви – всегда
была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества
П. Брегг считал, что «Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- ЛЮБОВЬ.»
Слайд 15Любовь многолика: любовь к матери, ребенку, Родине, родному краю, к
тому единственному, неповторимому для каждого из нас человеку.
Сегодня мы поговорим
о самом романтическом чувстве, о любви между мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве:
Любви неугасающее чудо
Оно живёт и правит на земле –
Из всех чудес единственное чудо.
Ю. Огнев
Слайд 16Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она
может быть.
-Как вы считаете, какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(любовь
– возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)
- Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)
- ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?
(да, любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль).
Слайд 17Работа со словарями
Любовь – это:
• Любовь - это интимное и
глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.
(Большой энциклопедический словарь)
• Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
• Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)
Слайд 18Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство;
сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение, но ни в
одном определении нет точного указания на то, любовь- это счастье или беда.
-Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.
Слайд 19Анализ повести
1.С чего начинается рассказ?
2.Какова роль пейзажа?
3.Как вы
объясните смысл заглавия произведения?
4.Что вы знаете о Вере Николаевне и
ее семье?
5. Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести?
6.Что вы знаете о Вере Николаевне и ее семье?
7. Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести?
8.Какие были взаимоотношения между супругами?
Слайд 20
9.Для чего введен в рассказ образ генерала Аносова?
10.Человеком,
так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты,
Г.С. Желтков.
11.Встречается ли неземная любовь, самоотверженная любовь в жизни?
12. Как притягивать любовь
13.Почему любовь управляет человеком, а не наоборот?
14.Какой видит А.И.Куприн истинную любовь?
15.Что такое любовь? ВЫВОД
Слайд 22Письмо Желткова.
«Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно
послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так,
что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которую Богу было угодно что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: " Да святится имя Твое.".
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, — ну что же?- ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.
Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и пусть письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать это никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который я, признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при входе… Конечно. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните, то… я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur N2, ор. 2.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
Г. С. Ж."
Слайд 23 Ключ к ТЕСТУ
Интересный момент — как правило, все тестируемые
делают упор на людей в лодке, рисуя влюбленную парочку. На
эту мысль их наводит название теста и желание правильно выполнить задание. Но дело совсем не в людях, и в этом изюминка данного теста. Самое важное на этой картинке — ФОН, именно на него следует обратить особое внимание при расшифровке теста.
ВОДА — это сама любовь, ваше видение любви. Вы нарисовали бурное море с огромными волнами — любовь для вас нечто непостижимое, это страсть, буря чувств, которая может сбить вас с ног и утянуть в пучину. Вода ттихая, без волн — ваша любовь представляет собой ровное и спокойное чувство сродни дружеской привязанности, родственным отношениям. В реке кишат акулы или крокодилы — вы боитесь любви, вам страшно отдаться этому чувству, вы считаете любовь опасной.
ЛОДКА — это ваше умение любить. Если лодка дырявая и старая, готовая вот-вот пойти ко дну, то это говорит о вашей неспособности строить любовные отношения. Возможно, вы еще очень молоды и потому совершаете глупые ошибки. Если же возраст тут ни при чем, то, наверное, проблема кроется в вашем неудачном прошлом опыте, вы когда-то обожглись и теперь боитесь снова связать свою жизнь с кем бы то ни было. Если же лодка крепкая, то это хороший знак, вы умеете и хотите любить.
ПАРУСА на лодке — это ваша готовность развивать отношения. Если парусов нет, то можно предположить, что вы не очень-то знаете, что делать с любовью, это чувство скорее мешает, чем помогает вам жить. Паруса же говорят о том, что любовь никогда не будет лишней в вашей жизни.
НЕБО — символ вашей романтичности (практичности). Истинные романтики обязательно нарисуют на небе звезды и луну, ночь или же хотя бы закат и чаек. Люди практического склада предпочтут солнце (чтобы легче было плыть) и ветер, дующий в паруса.
И последний штрих —
ЛЮДИ. Это не самая важна деталь, но все же обратите внимание на то, чем занимаются сидящие в лодке. Если держатся за руки, то это прямое свидетельство... неготовности человека к любви. Как это ни странно. Человек, умеющий любить нарисует людей (и даже не обязательно двоих), слаженно работающих веслами или осматривающих окрестности. Хороший знак — человек на носу лодки, указывающий путь.
Слайд 24Домашнее задание
Куприн «Суламифь»