Слайд 1АЛГОРИТМ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
автор Елена Викторовна Гусева
учитель русского
языка и литературы высшей квалификационной категории
МКОУ «Суриковской СОШ»
Слайд 2ТЕХНОЛОГИЯ ИОСО
По словам автора данной технологии А.А. Ярулова, кандидата психологических
наук, “опираясь на психологические закономерности организации обучения, технология ИОСО создает
условия для развития и формирования позитивной субъектности школьников в контексте учебной деятельности, когда ученик, как субъект учебного процесса:
имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует ее на решение задач, которые ставит перед ним школа;
осознает мотивы своей учебной деятельности;
планирует свою учебную деятельность;
оценивает последствия своей учебной деятельности;
при возникновении трудностей концентрирует свои психические и физические силы на достижении поставленных целей”.
Сайт А.А. Ярулова http://pacad.ru/index.
Слайд 3
Грамматическая ошибка—показатель неумения решить грамматическую задачу. Мониторинг показывает, что учащиеся,
которые хорошо помнят все правила, делают ошибки именно потому, что
не знают, как эти правила применять, не знают соответствующих методов действий и рассуждений.
Слайд 4
Не зная общих методов решения грамматических задач, учащиеся не могут
дать полного ответа на вопрос, что и в какой последовательности
надо делать, чтобы распознать данное грамматическое явление (например, является ли данное предложение сложносочиненным или сложноподчиненным).
Слайд 5
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы
в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а
затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени.
Слайд 6ТЕХНОЛОГИЯ В.П.БЕСПАЛЬКО HTTP://COOLIQ2010.NAROD2.RU
Согласно теории В.П.Беспалько, "основными свойствами алгоритма являются:
1.Определенность (простота и однозначность операций).
2.Массовость (приложимость
к целому классу задач).
3.Результативность (обязательное подведение к ответу).
4.Дискретность (членение на элементарные шаги)"
Таким образом, алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.
Эту технологию наряду с методикой Ривина.В.В. Фирсова и др. рекомендует А.А. Ярулов для использования в ИОСО
Слайд 7ИОСО В НАШЕЙ ШКОЛЕ
C 2005 года Творческая группа педагогов
нашей школы использует в практике своей работы индивидуально-ориентированную систему обучения
(ИОСО)
Работа творческой группы под руководством В.П. Тереховой ведется по трем направлениям:
Учебная деятельность
Методическая работа
Мониторинг
Разработки уроков и материалов по ИОСО можно найти на сайте нашей школы www.surikovo.dm0.ru
Слайд 8УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В этом направлении ведется работа по созданию индивидуально ориентированных
учебных планов( ИОУП) и календарно-тематического планирования
Мной разработаны календарно-тематическое планирование
и ОИУПы для 5,6,8,9 класса по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской, их можно найти на моем сайте.
http://elenaguseva.ts6.ru
Слайд 9МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Нашей группой ведется работа по созданию неконтролирующих контрольных работ,
по применению метода схематизации на уроках русского языка и использование
алгоритма как приема при работе на уроке.
Материал можно найти на сайте школы и моем сайте.
Слайд 11
Психологи отмечают большую разнородность приемов решения одной и той же
задачи разными учащимися. Было замечено также, что, разбирая какое-либо предложение,
ученик идет одним путем, разбирая следующее, аналогичное,— другим, хотя самом деле метод действия в обоих случаях должен быть общим, единым. В связи с этим у учащихся часто возникает неуверенность в своих действиях и решениях.
Слайд 12
Часто ошибки возникают оттого, что учащиеся знают и применяют лишь
часть операций, необходимых для распознавания того или иного грамматического явления,
или пользуются ими не в той последовательности, в которой необходимо.
Слайд 13АЛГОРИТМ КАК ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКЕ
Для решения учебных задач на
уроках русского языка можно использовать алгоритм. Алгоритм относят к особой
группе УУД – знаково-символическим действиям. Алгоритмы, по утверждению психолога Л. А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления. Помогают планировать свою деятельность.
Слайд 14
Прием алгоритмизации учебного материала можно использовать при изучении таких разделов
русского языка как:
Морфология
Синтаксис
Фонетика
орфография
Слайд 15ОРФОГРАФИЯ И АЛГОРИТМ
Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности
учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил
к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Всю работу по алгоритмизации орфографических правил разделяю на несколько этапов:
1. создание схем – алгоритмов на базе знакомых правил;
2. трансформирование новых изучаемых правил в схемы – алгоритмы;
3. создание первых простейших обобщающих алгоритмов;
4. дополнение схем материалом из курса предыдущих классов;
5. создание обобщающих алгоритмов.
Слайд 16ВИДЫ АЛГОРИТМОВ. ЛИНЕЙНЫЙ.РАЗВЕТВЛЕННЫЙ.ЦИКЛИЧЕСКИЙ
Слайд 17ПРИМЕР АЛГОРИТМА ПРИ РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ (ЛИНЕЙНЫЙ)
Выписать слово с ошибкой,
исправить ее
Определить часть речи
Произвести морфемный разбор слова ( по составу)
Определить
морфему, в которой была допущена ошибка( корень, приставка, суффикс, окончание).
Определить вид орфограммы ( безударная гласная в корне слова, о и ё после шипящих и ц, -н- и –нн- в фуффиксах прилагательных и т.д)
Привести не менее 5 примеров на эту орфограмму.
Пример: кожИный- прилагательное, сделанный из кожи,
Кож- ин-ый суффикс –ин-
Орфограмма -н- и –нн- в прилагательных (в прилагательных со значением сделанный из, пиши суффикс –ан-,-ян-).
Значит, правильно будет кожАный.
Примеры льняной, костяной, деревянный, глиняный, шерстяной.
Слайд 18Алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов (разветвленный)
1. Глагол оканчивается на
-ИТЬ?
Да _____________ |____________Нет
Да______________|_________________Нет
Слайд 19
ЛИСТ (ПРИМЕР) УЧЁТА ОШИБОК
ДЛЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА. МОНИТОРИНГ.
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЛИСТА
(ОРФОГРАФИЯ И СИНТАКСИС)МОЖНО СКАЧАТЬ НА МОЕМ САЙТЕ HTTP://ELENAGUSEVA.TS6.RU
АЛГОРИТМ: ОШИБКА-ЧАСТЬ СЛОВА-
ОРФОГРАММА.
Слайд 20БУКВЫ –Е И –И В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. АЛГОРИТМ: СКЛОНЕНИЕ-ПАДЕЖ-ВЫБОР
ОКОНЧАНИЯ
Слайд 21АЛГОРИТМ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ:
Что обозначает слово?
Что обозначает его
окончание ( суффикс )?
Как изменяется слово?
На какие вопросы
оно отвечает?
Слайд 22Вместо заключения
Если известен алгоритм решения некой задачи, то ее в
состоянии решить ЛЮБОЙ, точно следуя этому алгоритму. Важно при этом,
что процесс решения даже очень сложных, задач зачастую может быть описан сравнительно простыми алгоритмами. Это возможно благодаря тому, что алгоритм может предусматривать: повторение произвольной последовательности действий до достижения некоторого результата (цикл), выбор одного из нескольких вариантов решения или действия (условный переход или ветвление), использование в качестве отдельных шагов других алгоритмов (модульность) или даже самого основного алгоритма (рекурсия).
Слайд 23ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Насколько интересней, осмысленней и счастливей могла бы стать наша
жизнь, умей мы отвечать на подобные вопросы! Но нет двух
одинаковых людей, как и двух одинаковых ситуаций. Поэтому общих ответов, пригодных на все случаи жизни, быть просто не может. Однако можно предложить общий МЕТОД, способный помочь находить или конструировать такие ответы для каждой конкретной Ситуации. Этот метод - АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД ко всем Проблемам, с которыми мы сталкиваемся в жизни.