Слайд 2 Цели и задачи:
1) познакомить
учащихся с новым именем в литературе;
2) дать учащимся представление об
особенностях романтизма как художественного метода;
3) учить выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы и т.д.);
4) развивать устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.
Слайд 3 Эпиграфы к уроку:
«…благодаря ей
я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать
так называемые чудеса своими руками» (А.Грин).
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон).
Слайд 4Александр Степанович Грин
( 1880-1932)
Вся жизнь А.С.Грина (Гриневский) была подчинена
мечте, он оставался верен ей в самых тяжелых жизненных испытаниях,
она согревала ему душу и помогала не обозлиться на жизнь в мелочной суетливости серых будней.
Биография
Слайд 5Все видел А.Грин: и войну, и тюрьму, и тиф. Но
до конца своих дней остался в душе романтиком, мечтателем, прекрасным
человеком.
Домик А.С.Грина в Старом Крыму.
1850-е гг.
А.С.Грин во время болезни. 1932г.
Слайд 6 «Алые паруса»
1)Что же значит слово
«феерия»?
2) С чего начинается повествование?
3) Из-за чего умерла жена Лонгрена?
4)
Где развиваются события?
Слайд 7Охарактеризуйте жителей Каперны
Слайд 8
Кто такой Артур Грей? Какие необычные поступки он совершает?
Что можно сказать о характере мальчика?
Слайд 9Кто такая Ассоль?
Есть ли у нее истинные друзья?
Фрагмент
«Первая встреча»
Слайд 10Зачем Грей расспрашивает об этой девушке?
Зачем покупает дорогой шелк в
Каперне?
С какой целью нанимает музыкантов?
Фрагмент №2
Слайд 11
Символом чего являются алые
паруса?
Слайд 12Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые
взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном.
Не три глаза, ведь
это же не сон,
И алый парус правда гордо реет,
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.
С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус.
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном.
У человека должна быть мечта. Далекая или
близкая, она всегда манит и заставляет двигаться ей навстречу. Самые светлые, самые радостные мечты приходят к нам в детстве. И во многом от нас самих зависит, остаются они на протяжении всей жизни, исполнятся или исчезнут в небытие.
Слайд 14 Домашнее задание:
Написать сочинение на
одну из предложенных тем:
- «Алые паруса»
моей мечты.
- Герои-мечтатели А.Грина.
Слайд 15Фрагменты урока
«В ожидании чуда…»
Слайд 16- События происходят на берегу моря, которое
В романтических произведениях является
Символом
свободы, стихии, простора, мечты.
- Ассоль сама была похожа на
нежный
цветок.
Слайд 17Какой эпизод в повести
можно считать кульминационным?
- Понаблюдайте за поведением
жителей Каперны.
Слайд 18
Алые паруса являются символом мечты,
чуда, созданного своими руками.
-
Алый цвет – это символ любви.
- Я считаю, что нужно
быть верным своей мечте.
-Грей увидел в Ассоль такую же
романтическую душу.
Слайд 19- Ребята, надо верить в чудеса и жить в ожидании
чуда.
Слайд 20
Вся жизнь А.С.Грина (Гриневский) была подчинена мечте, он оставался
верен ей в самых тяжелых жизненных испытаниях, она согревала ему
душу и помогла не обозлиться в мелочной суетливости серых будней. Первое слово, которое прочитал будущий писатель в пятилетнем возрасте, было «море». А в восемь лет у мальчика появилась мечта – увидеть мир, путешествуя на корабле. И эта мечта сбылась…
А.С.Грин родился в1880 году в Вятке, в бедной семье. Саша рано начал читать книги о путешествиях, мореплавателях, охотниках. Когда ему было 13 лет, умерла мать. В своей жизни перепробовал много ремесел: был переписчиком, переплетчиком, чертежником. В 16 лет его жизнь круто изменилась. Однажды на пристани он увидел двух матросов. С этих пор мечты о морской службе не покидали его, манили в дорогу, и он уезжает в Одессу. Но жизнь сурова. Он долго ходил, просился матросом, но его, хилого юношу, не брали.
Лишь однажды Александру повезло, и его взяли учеником без жалованья, но карьера моряка не удалась.
Уехал он на Урал, работал золотоискателем, плотником, лесорубом, долго скитался по России, и чтобы хоть как-то прокормиться, идет в солдаты.
Все видел А.Грин: и войну, и тюрьму, и тиф. Но до конца своих дней остался в душе романтиком, мечтателем, прекрасным человеком. Далее
Слайд 23 Использованные ресурсы:
А.Грин. Алые паруса. М., Дет. лит., 1988
г.
А.Грин. Бегущая по волнам. Чеб., Чув. Кн. Издат., 1988 г.
Контрольные
и проверочные работы по литературе в 5-8 классах. М., «Дрофа».,2001 г.
Энциклопедия для детей /т.7/ , Искусство., М., «Аванта +», 2006 г.
http: //lit. 1 september. ru/2002/31/6. htm
Интернет-сайт включает в себе урок в 8-м классе по А.Грину «Алые паруса»