Слайд 1Анализ рассказа
А.И. Солженицына
«Один день Ивана Денисовича».
Слайд 2Цели урока
Осмыслить жизнь писателя, познакомиться с фактами его биографии.
Знать содержание
рассказа.
Продолжить работу с текстом, развивать навыки анализа прозаического произведения.
Уметь
видеть языковые особенности текста.
Подвести к осмыслению трагедии человека в тоталитарном государстве.
Воспитывать чувство собственного достоинства, уважение к окружающим.
Слайд 3А. И. Солженицын
(1918-2008)
Родился11 декабря 1918 года в Кисловодске.
Родители -
состоятельные землевладельцы, потомки воронежских крестьян, сосланных за бунт и осевших
в ставропольских степях.
Окончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону.
В октябре 1941года был призван в армию, прошел путь от Орла до Восточной Пруссии.
Получил несколько боевых наград.
Слайд 4А. И. Солженицын
(1918-2008)
За письмо к другу со словами осуждения
Сталина был арестован на фронте, получил 8 лет лагерей и
з года ссылки.
Прошел все круги «тюремного ада»,на себе испытал, что значит быть политзаключенным, «врагом» свой страны.
Слайд 5А. И. Солженицын
(1918-2008)
Перенес страшное заболевание-рак, чудом остался в живых
(1953 год).
В 1956 году был реабилитирован.
В 1970 году получил Нобелевскую
премию.
В 1974 году был выслан из страны (за публикацию книги «Архипелаг ГУЛАГ»)
Слайд 6А. И. Солженицын
(1918-2008)
В 55 лет он становится изгнанником
20 лет
он разлучен с Россией, но переживает за ее судьбу.
В 1994
году он получил возможность вернуться на Родину.
55 дней двигался он с Дальнего Востока в Москву, чтобы снова стать ее ГРАЖДАНИНОМ.
Умирает 3 августа 2008г.
Слайд 7А. И. Солженицын
(1918-2008)
Это человек, в жизни которого было все:
страшные годы лагеря, тяжелая болезнь, чудо исцеления, изгнание и возвращение.
У
него замечательная семья (3 сына и любящая жена).
Сегодня он один из известнейших писателей. Но это сегодня.
А тогда….
Слайд 8А.И.Солженицын
«ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
(рассказ)
«Человек спасается достоинством»
Слайд 9ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере
зимой 1950 года.
Написан в 1959 году ,имел первоначальное название
«Щ-854.Один день зэка».
В 1962 году опубликован в переработанном виде в журнале «Новый мир» (гл. редактор А.Т.Твардовский).
Твардовский долго бился за право опубликовать рассказ, решение о его публикации было принято на Политбюро ЦК КПСС под личным давлением Хрущева.
Слайд 10«Лагерь глазами мужика, очень народная вещь»
Какова тема текста?
В течение какого
времени происходит действие?
Много ли событий вмещает этот день?
Какие герои представлены
в лагере
За что сидят, их прошлое, какие черты характера проявляют в лагере?
Слайд 11«Лагерь глазами мужика, очень народная вещь»
Какие порядки царят в лагере?
Как
выживают в лагере люди?
Кто из героев вызывает ваше уважение?
Что происходит
между лагерем и человеком?
Почему стало возможным унижение людей? Кто в этом повинен?
Слайд 12Иван Денисович Шухов.
Щ-854
Крестьянин, простой человек.
Воевал, попал в окружение, арестован
за измену Родине.
Трудолюбив, бережлив, мастер своего дела, даже здесь сам
зарабатывает на хлеб.
Честен, порядочен, живет по совести.
Живет в лагере и остается ЧЕЛОВЕКОМ!
Слайд 13Сенька Клевшин
Терпелив.
Добросовестно относится к работе.
Три раза бежал из плена.
Сидел в
Бухенвальде, чудом обманул смерть.
Немцы издевались над ним.
Теперь отбывает срок тихо
( «кряхти да гнись. А упрешься – переломишься»).
Слайд 14Кавторанг Буйновский
Недавно в лагере, ему тяжело, но он держит себя
достойно, от работы не отлынивает.
Бывший капитан 2 ранга.
Образован.
Лагерем еще не
научен, поэтому пытается протестовать, искать правду, за что и страдает (отправляют в БУР).
Сидит за то, что целый месяц сопровождал конвой англичан, и после войны адмирал прислал ему подарок.
Слайд 15Цезарь Маркович
Режиссер ,не завершил первого своего фильма.
Национальность не определить. (
Грек, еврей , цыган?)
Имеет поблажки (байковая рубаха, работа в конторе,
хорошие посылки).
Держит себя достойно, общается только с Буйловским (тоже москвич, образован).
Но к лагерной жизни не приспособлен.
Слайд 16Фетюков
Бывший начальник.
Родные от него отказались.
В лагере его не уважают.
Работать не
любит.
Становится «доходягой».
Собирает окурки, «шакалит» на кухне, вылизывает миски.
Озлобился. Превращается в
«лагерную пыль».
Слайд 17Другие зэки:
Коля Вдовушкин
Бригадир Тюрин
Гопчик
Алеша – баптист
Ю-81
Вывод:
Кто сидит? Предатели Родины?
Зачем
автор представляет нам столько героев ?
Слайд 18ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
«Здесь закон - тайга. Но люди и здесь живут.
В лагере тот подыхает, кто к куму стучать ходит, кто
миски лижет, кто на санчасть надеется».
Подъем
Санчасть
Выход на работу
Кухня
Слайд 19Чем спасаются люди?
Докажите, что большинство героев и в нечеловеческих условиях
жизни остаются людьми.
Кто из них вызывает ваше уважение?
Хотят ли они
вернуться на волю?
О чем мечтают?
Есть ли у них свободное время? Как они его используют?
Что им помогает выжить?
Слайд 20Сцена лагерного труда
Назовите основную мысль текста.
Какая лексика используется автором в
приведенном отрывке (конкретная или отвлеченная)?
Найдите в тексте глаголы. Прочтите их
Как они отражают работу людей?
Есть ли в тексте необычные слова?
Для чего их вводит автор?
Присутствуют ли в тексте средства художественной изобразительности?
Слайд 21Итоги
Как вы понимаете, что лагерь делает с человеком?
В чем трагедия
зэков?
Почему стало возможным такое насилие над людьми?
Кто виноват в этом?
Зачем
мы должны знать об ужасе тех времен?
Что мы должны сделать, чтобы этого больше никогда не случилось?