Слайд 1Антон Павлович
Чехов
«О любви»
Презентацию подготовила
учитель ГБОУ СОШ №883 СЗАО г.Москвы
Алиева
Светлана Викторовна
Слайд 2Тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
Метапредметная
тема: «Счастье и несчастье».
Слайд 3Жизнь даётся один раз,
и хочется прожить её бодро,осмысленно, красиво.
А.П.Чехов
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Пифагор
Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,
из несчастья делает счастье.
Л.Н.Толстой
Слайд 4 Цели урока:
Предметная: развитие навыков анализа эпического
произведения.
Метапредметная: формирование представлений о
счастье
Задачи:
проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья,
совершенствовать навыки теоретического анализа.
Слайд 5Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни
в Софьине?
Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по
наклонностям – кабинетный работник».
Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении
Слайд 6О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной
Алексеевной?
Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно
это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».
Слайд 7Как развивались отношения между героями?
Во время второй встречи, почти через
полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна
Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.
Слайд 8Какие вопросы мучают
Алёхина и Анну Алексеевну?
Герой задаёт себе бесчисленное
множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:
«К
чему может повести наша любовь?»,
«Честно ли это?»,
«Куда бы я мог вести её?»,
«Как бы долго продолжалось наше счастье?»
Подобными вопросами задавалась и героиня.
Слайд 9Словарная работа.
Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано
следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего
удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
Слайд 10Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?
Слайд 11
Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь
взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
На этот вопрос косвенно отвечает
Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».
Слайд 12Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару
Никанору?
Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни.
Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего
личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»
Слайд 13Какое значение имеют картины природы в рассказе?
«Серое небо и деревья,
мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
В
конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои
Слайд 14 Что мешает счастью героев?
Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф
к уроку:
«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.»
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
Слайд 15В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?
Например, в
повести И.С.Тургенева «Ася»
Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам
встречаются в жизни счастливые люди?
Индивидуальные опережающие задания – анализ нескольких фильмов, данные статистики
Слайд 16О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
К каким выводам
вы пришли?
Слайд 17Домашнее задание
Написать сочинение - письмо в будущее «Быть счастливым я
смогу, если…»
Слайд 18Литература и Интернет-ресурсы
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8
класс. – М.: ВАКО, 2010.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. –
М.: Русский язык, 1984.
Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/metapredmetnyi-urok-v-8-klasse
(конспект урока Размашкиной Натальи Викторовны)