Разделы презентаций


Чехов и Левитан о красоте человека

Содержание

Цели урока: наблюдение за лингвистическими понятиями «прямое» и «переносное» значение слова, их ролью в выражении основной мысли текста;работать над развитием речи учащихся, анализом языковых единиц текста;познакомить учащихся с шедеврами русской живописи;дать

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Прямое и переносное значение слов
Чехов и Левитан о красоте, гармонии,

величии природы и человека

Прямое и переносное значение словЧехов и Левитан о красоте, гармонии,  величии природы и человека

Слайд 2Цели урока:
наблюдение за лингвистическими понятиями «прямое» и «переносное» значение

слова, их ролью в выражении основной мысли текста;
работать над развитием

речи учащихся, анализом языковых единиц текста;
познакомить учащихся с шедеврами русской живописи;
дать ученикам представление об истории знакомства и отношениях великих представителей российской художественной культуры;
развивать познавательный интерес, творческие способности;
воспитывать любовь к языку, чувство патриотизма, уважение к культурным ценностям.


Цели урока: наблюдение за лингвистическими понятиями «прямое» и «переносное» значение слова, их ролью в выражении основной мысли

Слайд 3Оборудование:
дидактический материал: текст по А.П.Чехову;

портреты А.П.Чехова ( И.Э.Браза и И.И.Левитана)

и И.И.Левитана (В.Серова и автопортрет);

репродукции картин И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники»,

«Пейзаж с избами», «Вечерний звон», «После дождя. Плёс», «Над вечным покоем», «Сумерки. Луна», «Озеро. Осень», «Осень. Усадьба», «У омута», «Тихая обитель», «Сумерки. Стога»;

презентация.

Оборудование:дидактический материал: текст по А.П.Чехову;портреты А.П.Чехова ( И.Э.Браза и И.И.Левитана) и И.И.Левитана (В.Серова и автопортрет);репродукции картин И.И.Левитана

Слайд 4 Творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит от

многого, в том числе от общей культуры, знания не только

литературы, но и других видов искусства.
В.Ф.Асмус

И.Э.Браз. Портрет писателя А.Чехова

В. Серов. Портрет Левитана

Творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит от многого, в том числе от общей

Слайд 5Дружба Чехова, его семьи и Левитана
Левитан вошёл

в семью Чеховых благодаря брату писателя – Николаю, с которым

учился в училище живописи и был очень дружен.

В картине Левитана «Осенний день. Сокольники» (1879) женская фигурка написана Николаем Павловичем Чеховым. «Экие вы, Чеховы, талантливые!» - с восхищением отзывался о дорогой ему семье Левитан.

И.И.Левитан. Осенний день. Сокольники

Дружба Чехова, его семьи и Левитана  Левитан вошёл в семью Чеховых благодаря брату писателя – Николаю,

Слайд 6Дружба Чехова, его семьи и Левитана
Летние месяцы

1885-1887 годов семья Чеховых проводила в подмосковной усадьбе Бабкино, что

в трёх верстах от Воскресенска (Нового Иерусалима). Живописная усадьба, высокий берег Истры, вид на зелёную долину реки, луга, поля, леса, окрестные деревеньки… Бабкино и его окрестности пленяли и жившего здесь художника Исаака Ильича Левитана. «Со мной живёт Левитан, - пишет Чехов. – Талант его растёт не по дням, а по часам.»

И.И.Левитан. Пейзаж с избами

Дружба Чехова, его семьи и Левитана  Летние месяцы 1885-1887 годов семья Чеховых проводила в подмосковной усадьбе

Слайд 7Союз волшебных чувств и дум…
Как-то вечером Левитан усадил

Чехова и написал его портрет. Несмотря на то что сеанс

был коротким и этюд остался незаконченным, до сих пор этот портрет считается самым удачным из созданных художником.

И.И.Левитан. Автопортрет

И.И.Левитан. Портрет Антона Чехова

Союз волшебных чувств и дум…  Как-то вечером Левитан усадил Чехова и написал его портрет. Несмотря на

Слайд 8И.И.Левитан. Вечерний звон
Рассказ А.П.Чехова «Именины»: «Белое облачное небо,

прибрежные деревья, камыш и лодки с людьми и веслами отражались

в воде, как в зеркале; под лодками, глубоко в глубине, в бездонной пропасти тоже было небо… Один берег , на котором стояла усадьба, был высок, крут и покрыт деревьями, на другом, отлогом, зеленели широкие заливные луга и блестели заливы».
И.И.Левитан. Вечерний звон  Рассказ А.П.Чехова «Именины»: «Белое облачное небо, прибрежные деревья, камыш и лодки с людьми

Слайд 9И.И.Левитан. После дождя. Плёс
Рассказ «Попрыгунья»: «День был тёплый

и тихий, но пасмурный. Рано утром на Волге бродил лёгкий

туман, а после десяти часов стал накрапывать дождь. И Волга уже была без блеска, тусклая, матовая, холодная на вид… И казалось, что роскошные зелёные ковры на берегах, алмазные отражения лучей, призрачную, синюю даль и всё щегольское и парадное природа сняла теперь с Волги и уложила в сундук до будущей весны». А.П.Чехов
И.И.Левитан. После дождя. Плёс  Рассказ «Попрыгунья»: «День был тёплый и тихий, но пасмурный. Рано утром на

Слайд 10И.И.Левитан. Над вечным покоем
А.П.Чехов «Счастье»: «В синеватой дали,

где последний видимый холм сливался с туманом, ничего не шевелилось:

<…> в … неподвижности и беззвучии чувствовались века и полное равнодушие к человеку; пройдёт ещё тысяча лет, умрут миллионы людей, а они всё ещё будут стоять, как стояли,<…> не интересуясь живыми, и ни одна душа не будет знать, зачем они стоят и какую степную тайну прячут под собой».
И.И.Левитан. Над вечным покоем  А.П.Чехов «Счастье»: «В синеватой дали, где последний видимый холм сливался с туманом,

Слайд 11Пейзажи – размышления
Левитан в своих пейзажах

воспел скромную прелесть русской природы, неброскую красоту и как бы

противопоставил её далёким от гармонии реалиям человеческой жизни. Мастер пейзажа настроения, Левитан в передаче тончайших оттенков и переливов света близок к импрессионистам.

У него был чудесный дар выражать настроение и состояние души человека, находя созвучный им отклик в живой природе.


И.И.Левитан. Озеро. Осень

И.И.Левитан. Сумерки. Луна

Пейзажи – размышления    Левитан в своих пейзажах воспел скромную прелесть русской природы, неброскую красоту

Слайд 12Словарь (основные понятия урока):
Пейзаж – это важная структурно-композиционная единица текста,

связанная с изображением природы.

Троп – обобщённое название стилистических приёмов, состоящих

в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Олицетворение – приём, состоящий в перенесении свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных.
Словарь (основные понятия урока):Пейзаж – это важная структурно-композиционная единица текста, связанная с изображением природы.Троп – обобщённое название

Слайд 13Работа с текстом А.П.Чехова
Прочитайте текст. Определите тип текста. Подберите заголовок

к данному отрывку.

Выпишите слова в номинативном (прямом) значении. Установите,

какие ассоциации, эмоциональные представления вызывает этот словесный ряд?

А как использовал автор слова в переносном значении (такие художественные тропы, как метафора и олицетворение), в каких целях? Найдите в тексте примеры метафор и олицетворений.

Как называются размышления человека о жизни? Какую роль приобретает пейзаж?
Работа с текстом А.П.ЧеховаПрочитайте текст. Определите тип текста. Подберите заголовок к данному отрывку. Выпишите слова в номинативном

Слайд 14Работа с текстом А.П.Чехова
Повествование с элементами описания

Сумерки. Незнакомая усадьба

Небо, аллеи,

дом, усадьба, солнце, рожь, ели, стены, листва, сад, иволга, колокольня



Солнце пряталось, растянулись тени, дрожал золотой свет, листва печально шелестела, прятались тени, иволга-старушка, толпа ив, горел крест


И.И.Левитан. Осень. Усадьба

Работа с текстом А.П.ЧеховаПовествование с элементами описанияСумерки. Незнакомая усадьбаНебо, аллеи, дом, усадьба, солнце, рожь, ели, стены, листва,

Слайд 15 Сходные мотивы творчества
Для Чехова пейзаж

– это не фон, не рама, а самостоятельный предмет. Писатель

не любил яркое и броское, ценил в русской природе загадку. Эту тайну он создавал словами в переносном значении: очеловечивал природу, рисовал её в динамике, в движении. Живая природа в данном отрывке отражает состояние души героя («я»), которая находится в раздумьях о времени, смысле жизни и её тайнах… Это пейзаж-раздумье, как и у Левитана.


И.И.Левитан. У омута

И.И.Левитан. Тихая обитель

Сходные мотивы творчества    Для Чехова пейзаж – это не фон, не рама, а

Слайд 16«Вещественное доказательство дружбы»
И.И.Левитан. Сумерки. Стога
А.П.Чехов «Степь»: «Пахнет сеном,

высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладкоприторен и

нежен. <…>
А когда восходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тёпел, всюду хорошо видно, и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна».

«Вещественное доказательство дружбы» И.И.Левитан. Сумерки. Стога  А.П.Чехов «Степь»: «Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но

Слайд 17Домашнее задание:
Создать собственный текст-описание картины И.И.Левитана «Озеро. Русь», используя слова

в переносном значении (тропы).
Подобрать из произведений А.П.Чехова фрагменты-пейзажи, отражающие настроение

картины И.И.Левитана «Озеро. Русь».
 

Домашнее задание:Создать собственный текст-описание картины И.И.Левитана «Озеро. Русь», используя слова в переносном значении (тропы).Подобрать из произведений А.П.Чехова

Слайд 18Литература:
1.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы.

Учебник для общеобразовательных классов. – М.2005.
2.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие

речи. 10 класс. Учебное пособие. – М.2005.
3.Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? – Первое сентября.2011.
4.Попова А.Н. Поэтика пейзажа в рассказе А.П.Чехова «Соседи». – Русский язык в школе. №3. 2004.
5.Раздобреева И.В. Левитан. – М. 1971.
6.Чехова М.П. Вокруг Чехова. – М. 1964.
7. imaqes.yandex.ru> Левитан картины


Литература:1.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных классов. – М.2005.2.Никитина Е.И.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика