Разделы презентаций


Драма А.Н.Островского «Гроза»

Содержание

Цель урока:Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Драма А.Н.Островского «Гроза»
Идейно-художественное своеобразие
Автор: Фомичева Светлана Владимировна,
учитель русского языка

и литературы ГОУ школа 464 г. Павловска

Драма А.Н.Островского «Гроза»Идейно-художественное своеобразиеАвтор: Фомичева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ школа 464 г. Павловска

Слайд 2Цель урока:
Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию

Катерины

Цель урока:Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины

Слайд 31. Творческая история драмы «Гроза»
Пьеса «Гроза» была написана Островским в

течение лета и осени 1859 г., в этом же году

поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов XIX века.
1. Творческая история драмы «Гроза»Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в

Слайд 4По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича

за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране

видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озёрами или реками, приёмы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.
По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были

Слайд 5Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И

он с увлечением взялся за дело.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.

Слайд 6В старинном споре приволжских городов о том, какой из них

волею Островского превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще

всего слышны домыслы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен.
В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия

Слайд 7Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском

Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой,

истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.
Год 1859 в жизни Островского скрыт пеленой. Но известно, что летом он часто жил под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актёры Малого театра и их литературные друзья.
Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана

Слайд 8Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая

актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных

песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный характер.
Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная

Слайд 9Слушая рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу

обратил внимание на поэтическое богатство её языка, на красочность и

выразительность оборотов. В её «холопской речи» Островский почувствовал свежий источник для своего творчества.
Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания образа Катерины.
Слушая рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство её языка,

Слайд 10В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу

актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя

роли. Известно было, что Катерину Осровский заранее отдал Косицкой.
Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года.
В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением,

Слайд 112. Тема, идея, конфликт пьесы
В самой общей формулировке основную тему

«Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми

традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенный период общественными и семейно-бытовыми порядками
2. Тема, идея, конфликт пьесыВ самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми

Слайд 12Частные темы:
- рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого

и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев

общества той эпохи;
- излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

Частные темы: - рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику

Слайд 13- рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор

с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и

мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейных отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;
- отражён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерный эпидемиях, о развитии промышленно-торговой деятельности в Москве;
- наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.
- рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой

Слайд 14
Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального

быта и нравов».

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов».

Слайд 15- В чём заключается конфликт?
А.Н.Островский показал, как «зреет протест против

вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором

требований жизни».
Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

- В чём заключается конфликт? А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад

Слайд 16
К нему присоединяются конфликты :
Кулигин – Дикой - Кабаниха,
Тихон

- Кабаниха,
Кудряш - Дикой,
Борис - Дикой,
Варвара -Кабаниха.


Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

К нему присоединяются конфликты :Кулигин – Дикой - Кабаниха, Тихон - Кабаниха, Кудряш - Дикой, Борис -

Слайд 173.Система художественных образов.
«Темное царство»:
Кабанова Марфа Игнатьевна,
Дикой Савел Прокофьич,
странница

Феклуша,
мещанин Шапкин,
служанка Глаша.

Жертвы «тёмного царства»:
Катерина,
Борис,
Кулигин,
Варвара,


Кудряш,
Тихон
3.Система художественных образов.«Темное царство»:Кабанова Марфа Игнатьевна, Дикой Савел Прокофьич, странница Феклуша, мещанин Шапкин, служанка Глаша.Жертвы «тёмного царства»:Катерина,

Слайд 18Значение имён в драме.
Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с

греческого: чистая, благородная.
Варвара – в переводе с греческого: иноземка,

чужестранка.
Марфа – от арамейского: госпожа.
Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова.
Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога).
Тихон – от греческого: удачный, спокойный.


Значение имён в драме. Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в

Слайд 194.Композиция пьесы.
Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов.

(Д.I, явление 1-4).

4.Композиция пьесы. Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов. (Д.I, явление 1-4).

Слайд 20Завязка – это придирки свекрови к Катерине, Катерина отвечает с

достоинством и миролюбием: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь.

Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение. (Д.I, явление 5).
Завязка – это придирки свекрови к Катерине, Катерина отвечает с достоинством и миролюбием: «Ты про меня, маменька,

Слайд 21 Развитие конфликта - в природе дважды собирается гроза (Д.I,

явление 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса. Пророчество старой

барыни, отдалённый удар грома.
Развитие конфликта - в природе дважды собирается гроза (Д.I, явление 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила

Слайд 22Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью

в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая

кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.
Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся

Слайд 23Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не

с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой!

Радость моя! Прощай!» (Д.V, явление 4).
Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с

Слайд 24
Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует

умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить

да мучиться!..» (Д.V, явление 7).

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то

Слайд 255.Жанровое своеобразие пьесы.
Трагедия, т.к. конфликт между героями приводит к трагическим

последствиям
Элементы комизма /Дикой с его требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев/
Сам

Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий
5.Жанровое своеобразие пьесы. Трагедия, т.к. конфликт между героями приводит к трагическим последствиямЭлементы комизма /Дикой с его требованиями,

Слайд 26Домашнее задание:
Перечитать Д.1-4.
Подготовиться к беседе о городских порядках и жителях

города Калинова

Домашнее задание:Перечитать Д.1-4.Подготовиться к беседе о городских порядках и жителях города Калинова

Слайд 27Источники:
Золотарева И.В., Михайлова Т.И.Поурочные разработки по литературе XIX в. 10

класс
Интернет

Источники:Золотарева И.В., Михайлова Т.И.Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 классИнтернет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика