Слайд 1Эссе как жанр литературного произведения
Вечная новизна - вот в чём
мера достоинства любого произведения искусства.
Р.У. Эмерсон, американский писатель 19 века
Слайд 2 Цель:
знакомство с эссе как жанром литературного
произведения;
узнавание эссе; видение его особенностей и отличий от других
сопутствующих жанров;
анализ образцов.
Слайд 3План урока
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»
Василий Гроссман «Сикстинская мадонна»
Знакомство с
жанром эссе.
Практическая работа. Тестирование.
Л.Петрушевская «Страна»
И.Полянская «Мама»
Итог урока
Слайд 5Донна Велата
Мадонна Конестабиле
Слайд 6Мадонна в зелени
Мадонна Альба
Слайд 7Мадонна со щеглом
Прекрасная садовница
Слайд 8 Рафаэль
«Сикстинская
мадонна»
Слайд 9
Что представляется мне, когда я слышу слово Мадонна?
Слайд 10С этим словом у меня ассоциируется певица Мадонна. По телевидению
часто произносят это имя, показывают клипы с её участием, поэтому
это первое, что всплыло в моей памяти.
Когда я слышу это имя, мне представляется высокая красивая девушка.
Со словом мадонна у меня ассоциируются звёзды российской эстрады.
Когда я слышу это слово, мне представляется картина « Сикстинская мадонна»
(1905-1964)
Настоящее имя - Гроссман Иосиф Соломонович. Прозаик, драматург.
Автор
произведений:
«Степан Кольчугин»
«Народ бессмертен»
«Жизнь и судьба»
возникшие у В.Гроссмана
-
бессмертие;
- история личная и история картины;
- толпа у картины со времени её появления;
- тайна материнской любви;
- семь цветов спектра плюс восьмой, неизвестный глазу;
- Сикстинская капелла и Треблинская газовня;
- коллективизация;
- 1937 год;
- Гитлер;
- Сталин;
- Человеческое в человеке… Не дать ему погибнуть!
Слайд 13План произведения «Сикстинская мадонна»
1.Встреча с бессмертием.
а) желание видеть картины великих
мастеров;
б) тайна материнской любви; особенности картины Рафаэля.
2. Сикстинская мадонна в
годы суровых испытаний:
а)Треблинка;
б) «Волчье время, время фашизма»;
в) Сикстинская мадонна – «современница поры всеобщей коллективизации»;
г) Сикстинская мадонна в 1937 году;
д) «Чудная сила этой картины»;
е) «Нет ничего выше человеческого в человеке».
Слайд 14Какие особенности этого произведения вы могли бы отметить?
Небольшой объём
Конкретная тема
и неожиданное её раскрытие
Близость к письму
Разговорные интонации
Свободная композиция
Слайд 15Эссе(франц. – essau – попытка, проба, очерк, exigo - взвешиваю)
– прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные
впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую трактовку предмета.
Слайд 16
Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо…
Эссеистический стиль отличается
образностью, афористичностью, установкой на разговорную интонацию
Слайд 17
Главная цель эссе:
«… Главное - заставить читателя думать, разбудить в
нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении».
О.Ванштейн
Слайд 18История создания жанра
Родоначачальник эссе – французский философ Мишель Монтень (1533-1592)
«Опыты» (1580)
Слайд 20Прочитать названия эссе и проследить общее в названиях
«О совести», «Об
именах»,«О книгах»
(Мишель Монтень)
«О собеседнике», «О природе слова»
(Осип Мандельштам)
«Как читать книгу» (Иосиф Бродский)
«Пушкин, или Правда и правдоподобие»
(Владимир Набоков)
Слайд 21Какие темы могут быть взяты для эссе?
Философские
Исторические
Религиозные
Критические
Литературоведческие
Автобиографические
Искусство
Спорт и другие
Слайд 22Литературные формы:
Моральная проповедь
Статья
Дневник
Рассказ
Исповедь
Речь
Очерк
Письмо
Слово и другие
Слайд 23Прочитайте названия некоторых работ и определите, какие литературные формы используют
авторы
«Политическая исповедь молодого человека», «О глупости» (Доклад, 1937г.) (Роберт Музиль)
«Заметки
о поэзии»(Осип Мандельштам)
«Похвала скуке», «Письмо президенту» (Иосиф Бродский)
«Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер)
Слайд 24
Итак, для автора эссе главное – личное постижение мира и
отношение к нему.
Для этого он находит многочисленные примеры, проводит параллели,
подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциативные уподобления.
Художественные средства: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения
Слайд 25
Подведём итог:
Выявили специфику эссе как жанра;
Указали разновидности эссе;
Обратили внимание на
средства художественной выразительности, используемые авторами;
Но какой же признак считать ведущим?
Слайд 26
Австрийский писатель 20 века Роберт Музиль писал, что
существует та «решающая
мысль», для которой каждый эссеист найдёт только ей присущий «облик-выражение»
и которая предполагает (как обязательное условие) непредсказуемые выводы, повороты, интересные сцепления.
Эссе – это непременно диалог, полемика, и, прежде всего – с самим собой.
Слайд 27Какие ассоциации вызывает слово страна?
Это что-то
величественное, огромное. Это место, где проживают люди определённой национальности.
Ну, конечно же, Россия! Наша мощная держава. Думаю, каждый гражданин под этим словом подразумевает свою Родину.
Территория, занимающая много места.
Когда я слышу это слово, то мне на ум приходит Япония с её многочисленными изобретениями в области вычислительной техники.
Когда я слышу слово страна , то вспоминаю футбольный матч между Россией и Англией. Наши проигрывали, но смогли вырвать победу и попали на чемпионат Европы-2008. Я горжусь своей страной.
Слайд 28Людмила Петрушевская
Людмила Стефановна Петрушевская родилась
в 1938 году. Прозаик, драматург. Её проза
представляет собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксении», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика» и другие.
Пишет сказки как для взрослых, так и для детей.
В настоящее время живёт и работает в Москве
Слайд 30 Мама…
Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит. Учит
нас жизни, наставляет на верный путь.
Человек, который дарит жизнь новым
людям.
Это самое главное слово на Земле.
Родная, близкая, милая, нежная, единственная, любимая.
Наш защитник, который всегда готов подставить своё плечо.
Женщина, которая растит, воспитывает своих детей, помогает им устроить своё будущее.
Слайд 32От великого до смешного -
Один шаг.
От великого до низкого
–
Одна ступень.
От счастья до бедствия –
Один скачок.
От человека
до скота – один грех.
От зла до добра –
Одно желание.
От времени до вечности – одна жизнь.