Слайд 1Евгений Иванович Носов
85 – лет со дня рождения
(1925 – 2002)
Подготовила
Ковальчук Т.В.
Слайд 3Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе
Толмачёво под Курском, на высоком берегу Сейма, - в краю,
отмеченном летописями, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым и Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным…
Слайд 4Отец Евгения Ивановича, Иван Георгиевич Носов, ударник первых пятилеток, был
потомственным мастеровым, перенявшим кузнечное ремесло от деда, походившего на былинных
ковалей. У людей, занятых трудным добыванием хлеба, и досуг, как правило, бывает здоровым, осмысленным и праздничным.
детство
Слайд 5Отец по воскресеньям, надев чистую рубаху, брал ножницы и принимался
вырезать из бумаги фигурки… однотипные, примитивные подобия лошадей и наклеивал
их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», - приговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом».
Слайд 6«Отцовские «наскальные» кони, - вспоминал Евгений Носов, - побудили меня
внимательно вглядываться в окружающий мир, разожгли негасимый мальчишеский интерес ко
всему живому, страстное желание воспроизвести всё это с помощью ножниц, а затем и карандашом. Рисовать я научился рано, что-то с пяти лет. Этим я обязан своему отцу, о чём он даже не подозревал».
Слайд 7Пристрастясь к рисованию, промышляя в детстве рыбной ловлей, охотой, собирательством
трав, Евгений Носов до необычайной остроты развил в себе способности
пластического, живописного восприятия действительности во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний.
Слайд 8Становление
Пережив тяготы фашистской оккупации на родной земле, будущий писатель,
свидетель одного из крупнейших, переломных для второй мировой войны сражений
– на Курской дуге, восемнадцатилетним юношей попадает на фронт, становится артиллеристом противотанковой бригады в армии маршала К.К.Рокоссовского, доходит с боевыми друзьями до цитадели немецкого фашизма – Восточной Пруссии.
Слайд 9На подступах к Кёнигсбергу будущий писатель 8 февраля 1945 года
был тяжело ранен, и его, вместе с другими бойцами, подобрали
в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики».Май сорок пятого года встретил в госпитале, в старинном подмосковном городе Серпухове. И через двадцать с лишним лет об этих днях напишется рассказ «Красное вино победы».
Слайд 10Осенью 1945 года, выписавшись из госпиталя с пособием по инвалидности,
Евгений Носов решает продолжить учёбу в средней школе (до войны
он окончил восемь классов), однако, вспоминает писатель, «когда я впервые зашёл в класс в гимнастёрке и при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель…» и мысль о школьном образовании пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь.
Слайд 11Будущий прозаик уезжает в Среднюю Азию, в Казахстан, работает в
газете – художником-оформителем, затем литературным сотрудником. Начал печататься в 1947 году.
Это были стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии. В 1951 году возвращается вместе с семьёй в родной Курск.
Слайд 12
В 1957 году Евгений Носов опубликовал в областном альманахе свой первый
рассказ для детей - «Радуга», в 1958 году вышел первый сборник рассказов
и повестей «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и "естественному" бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной "деревенской прозы" как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина и Николая Семёновича Лескова.
Слайд 13Как и другие видные писатели-"деревенщики" (Виктор Петрович Астафьев, Василий Иванович Белов) учился
на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался
в столичной периодике в журналах - "Новый мир", "Наш современник" и др., выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).
Слайд 14В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик,
1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы,
и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и "неправильность" непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости ("…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это — не-е!…" — И уплывают пароходы, и остаются берега).
Слайд 15Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, "детскому" восприятию мира пронизывает творчество Носова,
что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях
(Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.
Слайд 16Посвященное этой теме вершинное произведение Носова — повесть Усвятские шлемоносцы (1977),
где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии — нескольких днях
сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других "деревенщиков", проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.
Слайд 17«Но только ли на людях — на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе
и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего
веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…»
Слайд 18Грустная тональность произведений Носова конца 1980 — 1990-х годов (фантастический рассказ
Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер
на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в "перестроечном" обществе (в том числе на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма.
Слайд 19Рассказы о природе
Природа в произведениях Носова живая, с душой и
сердцем, как и человек: «всякая тварь к душевности понятие имеет,
что рыба, что птица, что зверь какой».
Слайд 21Ратный труд Евгения Ивановича Носова отмечен орденами Отечественной войны и
Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».
Звания
и награды
Слайд 22Литературная деятельность Евгения Ивановича Носова была отмечена орденом Ленина, орденом
Трудового Красного Знамени (дважды).
В марте 1990 года было присвоено
звание Героя Социалистического Труда.
- Лауреат Государственной Премии.
- Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).
- Почётный гражданин города Курска.
Слайд 23Умер Евгений Иванович Носов
13 июня 2002 года.
Похоронен в Курске.