Разделы презентаций


Габдулла Тукай – Величайший татарский поэт

Содержание

Трудно найти в татарской литературе ХХ века другого писателя, для которого понятия «народ» и «поэт» были столь же неотделимы друг от друга, как для Тукая.Габдулла Тукай – из тех художников слова,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Габдулла Тукай – Величайший татарский поэт.
Габдулла Тукай вошел в историю

татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии

и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. 
Габдулла Тукай – Величайший татарский поэт.Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший

Слайд 2Трудно найти в татарской литературе ХХ века другого писателя, для

которого понятия «народ» и «поэт» были столь же неотделимы друг

от друга, как для Тукая.
Габдулла Тукай – из тех художников слова, которые открывали новые горизонты и новые перспективы перед национальной литературой. В многогранном творческом наследии Тукая непреходящие художественно-эстетические ценности содержатся прежде всего и больше всего в его поэзии.
В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое место, сопоставимое со значением Пушкина для русской культуры.

Трудно найти в татарской литературе ХХ века другого писателя, для которого понятия «народ» и «поэт» были столь

Слайд 3Детство
Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886

года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики

Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню.

ДетствоГабдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне

Слайд 4Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре

умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. 
Сначала мальчика приютил дед

по материнской линии, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. 
Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался  круглым

Слайд 5В конце концов дед отправил его в Казань, где на

Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его

семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай. В 1892-1895 годы жизнь его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. 
В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь

Слайд 6Ныне в деревне Кырлай находится музей Габдуллы Тукая.

Ныне в деревне Кырлай находится музей Габдуллы Тукая.

Слайд 7
«Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт

потом в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909).

Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.
В Кырлае Габдулла начал учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск.

«Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт потом в своих воспоминаниях («Что я помню

Слайд 8Музей Габдуллы Тукая в городе Уральск.
Также его именем названа улица

в Уральске и установлен бюст поэта.

Музей Габдуллы Тукая в городе Уральск.Также его именем названа улица в Уральске и установлен бюст поэта.

Слайд 9 Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский

класс при нем. Хотя медресе было учебным заведением старого типа,

но шакирдская молодежь не бездействовала. Ей была здесь предоставлена относительная свобода. Шакирдам разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому. Под влиянием национального просветительского движения учащаяся молодежь требует обновления учебных программ и стремится к светским знаниям.
 Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при нем. Хотя медресе было учебным

Слайд 10Первые шаги к творчеству



Тукай обладал сильной волей и большим врожденным

талантом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него

заметное влияние в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Все его творчество пронизывается боевым духом защиты демократических идеалов. В том же 1905 г. Тукай публикует свои оригинальные стихотворения «О свободе», «Одно слово друзьям», в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов.

Первые шаги к творчеству Тукай обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного

Слайд 11
В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия».

Началась его «вольная жизнь».  Стихотворение «Что рассказывают шакирды…» (январь 1907)

призывало молодежь идти в жизнь, на помощь народу, наперекор фанатизму и реакции. В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай.

В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. Третьиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это стало стихотворение Тукая «Не уйдем!» В его ярких строках прозвучал голос
поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь
Родины и торжество демократии.

В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия». Началась его «вольная жизнь».  Стихотворение «Что рассказывают

Слайд 12Казань в судьбе поэта
















«Светозарная Казань» притягивала своей богатой и необходимой поэту культурной средой – газетами, книжными издательствами, театром, кругом людей, родственных Тукаю по мысли и духу.

Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань – колыбель национальной культуры и истории, чтобы посвятить свою деятельность новым общественным и творческим задачам.

Казань в  судьбе  поэта

Слайд 13  Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Х.

Ямашевым, вошел в среду писателей-демократов, сдружился с молодежью, группировавшейся вокруг

газеты «Аль-Ислах» («Реформа»), которая выходила по инициативе писателя Ф. Амирхана и являлась одним из самых прогрессивных печатных органов.

Появление Тукая в Казани и его первые стихотворные сборники «Габдулла Тукаев шигырьлэре» («Стихотворения Габдуллы Тукаева», I и II части) были встречены демократической интеллигенцией с большим сочувствием.
   Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Х. Ямашевым, вошел в среду писателей-демократов, сдружился с

Слайд 14Поэт входит в литературные круги и сближается с

молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). В Казани он

с большим
воодушевлением отдался творческой работе. Его никогда
не покидался мысль о необходимости продолжить
традиции свободной национальной печати, служащей
«своей любимой идее». 

Частично это осуществлялось в издании сатирических журналов, сперва «Яшен» («Молния»), затем «Ялт-йолт» («Зарница»). Все свои творческие возможности Тукай посвятил этим журналам.
Поэт входит в литературные круги и сближается с   молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). В

Слайд 15 Печатаясь в них, он яростно боролся со всевозможными

проявлениями реакции. Его главным девизом стало:
С кем только жизнь в

злой распре не бывала?
В борьбе ты ей не уступай нимало!
(«Жизнь», 1908). Совместно с Г. Камалом Тукай в 1908-1909 гг. издает сатирический журнал «Яшен» («Молния»), а с 1910 г. работает в журнале «Ялт-юлт» («Зарница»), фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни.


Печатаясь в них, он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Его главным девизом стало:С кем

Слайд 16
Казань стала временем расцвета его таланта, временем его

человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как поэт,

как журналист, как общественный деятель.




Сквер Тукая с памятником поэта.
Казань. Татарстан

Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он

Слайд 17

В творчестве Тукая возникает целый цикл высокохудожественных поэтических и очерково-публицистических

произведений.

Такие его стихотворения, как «Осенние ветры» ,
«Гнет» , «Дача»

, «Чего же не хватает сельскому
люду?» , «Надежды народа …» и др., являются
классическими образцами гражданской и
социальной лирики, в которых раскрыта трагедия
народных масс в капиталистическом обществе
независимо от их национальной принадлежности.

Мир обездоленных предстал в его творениях во всей
страшной правде.

В творчестве Тукая возникает целый цикл высокохудожественных поэтических и очерково-публицистических произведений.Такие его стихотворения, как «Осенние ветры» ,

Слайд 18

Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея

Республики Татарстан — в Казани.

Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея    Республики Татарстан — в Казани.

Слайд 19
Подлинные вещи
Габдуллы Тукая в
казанском
музее поэта.

Подлинные вещиГабдуллы Тукая в казанском музее поэта.

Слайд 20Путешествия по России
В пору нового революционного подъема происходят
значительные изменения

в жизни поэта. Несмотря на
резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912

годах он
совершает путешествия, имевшие для него большое
значение. В начале мая 1911 года пароходом едет в
Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья
(«Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он
был гостем своего друга – поэта С. Рамиева, встретился
с азербайджанским общественным деятелем и
писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда
за революционную деятельность в родном краю, и
принял участие в маевке, где с речью о празднике 1
Мая выступил Нариманов.
Путешествия по России В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения в жизни поэта. Несмотря на резкое

Слайд 21Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия по

маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом

Гафури. Они еще раз убедились в своей идейной и творческой близости.
Петербург встречает Тукая холодно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Становилось очевидным, что петербургские «национальные интеллигенты» пригласили его лишь как «модную знаменитость» и вовсе не интересуются изданием новых татарских газет и журналов.
Разумеется, передовая национальная интеллигенция Петербурга не осталась равнодушной к приезду любимого поэта. Узнав о нем с опозданием, она стремилась окружить поэта своим вниманием.

Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он

Слайд 22Памятник Габдулле Тукаю был открыт в Санкт-Петербурге в 2006 году. Он стал подарком Татарстана Северной столице.

Памятник Габдулле Тукаю был открыт в Санкт-Петербурге в 2006 году. Он стал подарком Татарстана Северной столице.

Слайд 23Среди демократической молодежи был, видимо, и Мулланур Вахитов, тогда студент,

впоследствии видный революционер. Надо полагать, что стихотворение «Татарская молодежь» написано

Тукаем под впечатлением встречи с такими представителями национальной демократической молодежи. Именно в этих кругах он увидел, как молодым людям дороги память и образ Ямашева, убедился в том, что они верны его заветам.
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье.

Среди демократической молодежи был, видимо, и Мулланур Вахитов, тогда студент, впоследствии видный революционер. Надо полагать, что стихотворение

Слайд 24Последний год жизни
Из поездки поэт вернулся в Казань в начале

августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать

в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать несмотря ни на что.
2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало.
Он умер, прожив неполные двадцать семь лет.

Последний год жизни Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело

Слайд 25«Татары в лице Тукаева потеряли величайшего
национального

поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты.


Тукаевские традиции стали одним из

решающих

идейно-эстетических факторов и животворных


источников для дальнейшего развития татарской

литературы под знаменем реализма и народности.
«Татары в лице Тукаева потеряли величайшего    национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции

Слайд 26Памятник на могиле Г.Тукая.
В душе, свободной от мирской тщеты, храня наказ

страны труда и света, я возлагаю красные цветы к священному пристанищу поэта. В

живой земле кладбищенской цветут багряные цветы - они прекрасны! Но красота живет не только тут; по всей земле - широкой, светлой, страстной!
(Муса ДЖАЛИЛЬ
«У могилы Тукая».)

Памятник на могиле Г.Тукая. В душе, свободной от мирской тщеты, храня наказ страны труда и света, я

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика