Слайд 1Урок литературы
(8 класс)
ТЕМА УРОКА
Культура Японии.
Хокку как основной жанр японской поэзии.
Слайд 2Демонстрационный материал к уроку литературы в 8 классе по теме
«Японская поэзия» (учебник Курдюмовой Т.Ф. «Литература. 8 класс», Дрофа, 2006).
Для
учащихся 8-ого класса.
Может быть использован учителями на уроках литературы и мировой художественной культуры.
Презентация выполнена с применением программы Microsoft PowerPoint. Объём – 1,05Мб. Количество слайдов – 30.
Цели:
Познакомить учащихся с японской культурой.
Дать понятие о хокку в единстве формы и содержания.
Подготовить учащихся к выполнению домашней работы творческого характера (созданию собственных хокку).
Слайд 3ЭПИГРАФ
Как хорошо,
Когда на столе развернув
Редкостный свиток,
Чтенью предашься душой
И созерцанью картин.
Татибана
Акэми.
Из цикла «Мои маленькие радости»
Слайд 4ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии,
занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и
др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император.
Слайд 5Культура Японии
Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной
формы максимальным содержанием.
Наиболее популярные виды искусства:
- бонсай;
- икебана;
- оригами;
- литературная
миниатюра (хокку, танка);
- синтетический вид искусства – хайга.
Слайд 6Бонсай
БОНСАЙ (япон. bonsai, от bon — плоский поднос и sai
— выращивать), японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами
эти деревья.
Сосна- самое популярное дерево бонсай - достигает в естественных условиях 20 м в высоту, а в бонсай может быть уменьшена в 30 раз (около 70 см.)
При правильном уходе бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому. Один из самых знаменитых бонсай – сосна, которая принадлежала военному правителю Японии 18 в.
Слайд 7Икебана
Икебана - искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт
определённую смысловую нагрузку.
В икебане большое значение придается красоте линий.
Прямые ветки почти не используют, предпочтение отдаётся неправильным, изогнутым формам. Японцы считают, что это делает композицию более динамичной и передаёт определённый эмоциональный настрой.
Слайд 8Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение. Например,
ива и сосна означают долголетие и выносливость, бамбук - жизнестойкость,
цветущая ветка сливы - смелость и энергию, ирис - честь. Сосна и роза символизируют вечную молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство, слива и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир.
Слайд 9Оригами
Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной
определённым образом бумаги – оригами.
Слайд 10Хайга
Хайга – особый вид искусства, соединяющий в себе в единое
целое поэзию, каллиграфию и живопись или фотографию.
Слайд 12Сад камней
Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого
места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет
четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается "скрытым". Для философа Сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное
Слайд 13Литература Японии
Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку
мужчины писали с помощью китайских иероглифов , в то время
как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке.
Более поздние произведения принадлежат в основном перу мужчин.
Слайд 14Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из
31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности.
Слайд 15Японские танка
САРУМАРУ-ДАЮ
годы жизни неизвестны
Далеко в горах
По красной листве кленов
Ступает олень.
Я услышал его крик,
Так грустно осень идет.
ОНО-НО КОМАТИ
начало IX века
Пожухли краски
Летних цветов, вот и я
Вглядываюсь в жизнь
Свою и вижу только
Осени долгие дожди.
Слайд 16Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное
трехстишие из 17 слогов (5+7+5).
Слайд 17Басё (1644-1694)
Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса
цикад.
* * *
Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.
* * *
Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.
Слайд 18
Иссё (1653-1688)
Видели все на свете
Мои глаза - и
вернулись
К вам, белые хризантемы.
Рансэцу (1654-1707)
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Тиё (1703-1775)
На смерть маленького сына
О мой ловец стрекоз!
Куда в неведомую даль
Ты нынче забежал?
Слайд 19
Бусон (1716-1783)
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
Исса
(1768-1827)
О, с какой тоской
Птица из клетки глядит
На полет мотылька!
* * *
В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились!
Слайд 20Сакура
Сакура – один из видов вишни. Ветка сакуры – символ
Японии. Когда она зацветает, все от мала до велика целыми
семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами.
Слайд 21Ханами
Цветение сакуры празднуется в течение многих столетий.
Этот праздник называется ханами (буквально - "созерцание цветов»). Ханами может
быть просто прогулкой по парку, но традиционно японцы устраивают пикники под цветущими деревьями. Популярные вишневые сады во время праздника полны толпами японцев, а за лучшее место для пикника иногда возникает борьба. Японцы празднуют ханами дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи.
Слайд 22Анализ содержания хокку
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу
братья
Под вишнями в цвету.
Мысль всеобщего единства; любование красотой природы
и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается.
«Вишни, вишни цветут!» -
И об этих старых деревьях
Пели когда-то.
Ничего вечного в жизни нет, всё меняется, на смену старому идёт новое. Но и отжившее не забывается, а хранится в памяти.
От людских голосов
Пугливо вздрагивают по вечерам
Красавицы-вишни.
В природе гармония и покой. Люди же криком и суетой нарушают тишину, идут вразрез с природой.
В стране моей родной
Цветёт вишневым цветом
И на полях трава.
Красота родины во всем: в любой травинке, камне, листке. На родине всё дорого, достойно любования и любви.
Слайд 23Попробуйте объяснить смысл следующих хокку:
Басё.
Всюду поют соловьи:
Там – за бамбуковой
рощей,
Тут – перед ивой речной.
Исса.
Смотри-ка, соловей
Поёт всё ту же песню
И
пред лицом господ.
Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие «оттенки» мысли несёт каждое из них?
Слайд 24Анализ формы хокку
Хокку – это 17-сложное трёхстишие со строгим
делением слогов по строчкам: пять в первой, семь во второй,
пять в третьей. Но это касается именно японского языка. При переводе такая чёткость может исчезнуть.
Оригинал.
Фуруике я 5
Кавакадзу тобикому 7
Миндзу-но ото. 5
Перевод.
Старый пруд. 3
Лягушка прыгает. 6
Всплеск воды. 3
Вывод: Хокку обладает устойчивым метром, однако это не исключает поэтической вольности.
Слайд 25Композиция хокку
Хокку может быть построено одним из двух следующих способов:
Сначала
идёт общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная
деталь.
Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение.
Слайд 26
Даже на лошадь всадника
Засмотришься – так дорога пустынна.
А утро такое
снежное!
(Басё)
Как развивается мысль автора в этой миниатюре?
От частного –
к общему.
Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит?
Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что «зацепиться», и он отмечает малейшее движение.
Слайд 27
Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на
поясе длинный меч?
(Мукай Керай)
Какова композиция этого хокку?
На первый план автор
ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.
Слайд 28Обобщение изученного на уроке.
Японцы во всём стремятся к лаконизму, к
наполнения минимальной формы максимальным содержанием.
Японская поэзия основана на чередовании
определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения.
Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом.
В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.
Слайд 29Домашнее задание
Попробуйте создать собственные хокку по образцу проанализированных на уроке
миниатюр.
Слайд 30…Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно,
из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто
это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. … Автор если и не возвысился, его (хокку) сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа.
Илья Эренбург.