Слайд 1
Интегрированные уроки в системе преподавания литературы
Слайд 2Главная цель интеграции
создание у школьников целостного
представления об окружающем
мире,
то есть формирование мировоззрения
Слайд 3Интегрированный урок -
особый тип урока, объединяющего в себе обучение
одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или
явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Слайд 4Потребность в возникновении интегрированных уроков
познание окружающего мира во всем
его многообразии и единстве;
развитие потенциала учащихся, побуждение к активному познанию
окружающей действительности;
нахождение и осмысление причинно-следственных связей;
развитие логики, мышления, коммуникативных способностей;
сознательное усвоение социальных норм, формирование убеждений
Слайд 5Классификация
интегрированных уроков
(по Лакоцениной Т.П.)
Интегрированный урок (на базе одной
дисциплины, другая выступает в роли вспомогательной);
Бинарный урок (участвуют несколько учителей
, ведущих разные предметы; материал предметов складывается автоматически);
Урок с использованием межпредметных связей (сохранение самостоятельности основного предмета при включении материала других дисциплин);
И другие
Слайд 6Типы интегрированных уроков
Уроки изучения нового материала;
Уроки систематизации и обобщения знаний;
Комбинированные
уроки
Слайд 7Литература и другие направления познания окружающего мира
Как один из ведущих
учебных предметов общеобразовательной школы литература связана с целым рядом других
учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой, православной культурой, психологией …
Слайд 8…Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед
искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет
в жизни человечества. И самая большая ценность, которой
награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее.
Д.С. Лихачев
Слайд 9Эстетическое совершенствование школьников через интегрированные уроки
«ЛИТЕРАТУРА -
МУЗЫКА -
ЖИВОПИСЬ»
Слайд 10Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого
процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Слайд 11Литература и музыка:
Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей
движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть
ритм, внутренняя мелодия.
Слайд 12А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната №
2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных
звуках – жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.
С.Есенин. Жизненный и творческий путь.
Разговор уместно будет начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями.
Лирическая поэзия Николая Некрасова и музыкальность его творчества. О музыкальности стихов Некрасова говорит факт многократного обращения композиторов (Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича и других) к его творческому наследию.
Слайд 13Литературу и живопись
объединяет повествовательность художественных картин
Слайд 14
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
Поэма А.С.Пушкина
Опера М.И.Глинки
Художественный фильм-сказка
А. Птушко
Иллюстрации палехских художников
Интегрированный
урок
5 класс
Слайд 15«ТАМ РУССКИЙ ДУХ,
ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ»
Литература – это искусство слова.
Она тесно связана с другими видами искусства.
С какими?
Слайд 16
А. С. Пушкин
М. И. Глинка
1799 – 1837
1804 - 1857
Слайд 17 Они современники.
Благодаря сказкам нянь, оба любили народное творчество.
С детства увлекались поэзией и музыкой.
Глинка был одноклассником брата Пушкина – Лёвушки.
Слайд 18Почему А.Пушкин и М.Глинка показывают Черномора как комического персонажа?
Читатель, расскажу
ль тебе,
Куда красавица девалась?
Всю ночь она своей судьбе
В слезах дивилась
и смеялась
Ее пугала борода,
Но Черномор уж был известен,
И был смешон, а никогда
Со смехом ужас несовместен
Слайд 19
Иллюстрация палехских художников к прологу.
Слайд 20Из глубокой древности несет Палех свою культуру. Он был известен
с XVI века как село иконописцев. Палехских мастеров приглашали оформлять
интерьер Грановитой палаты московского Кремля, соборов Троице-Сергиевой Лавры, московского Новодевичьего монастыря. В 1814 году Иоганн Вольфранг Гете, послав в Россию запрос о палехских иконописцах, получил ответ, что иконописанием в этом селе занято 600 душ населения. XX век не благоволил к палехским мастерам. После революции 1917 года спрос на иконы стал падать, и потомственные мастера оказались не у дел. Спас искусство Палеха местный художник Иван Голиков. Однажды на выставке в Москве он увидел покрытые лаком расписные изделия из папье-маше, работы подмосковного села Федоскино. Он решил перенять ремесло федоскинцев на свой манер и выведал у них секрет изготовления папье-маше. в 1924 году он организовал в родном Палехе "Артель древнерусской живописи." Лучшие работы мастеров представлены в Палехском музее лаковой миниатюры, которому в марте 2005 года исполнилось 70 лет. Здесь представлены и инструменты, материалы, которыми пользуются матера: беличий хвост, пемза, гуммиарабик, тончайшие кисточки, цировка ( специальный инструмент для процарапывания рисунка) и даже огромный волчий зуб. Им шлифуется поверхность изделия. У палехских мастеров в ходу три краски - зеленая, желтая и красная. Технология производства очень сложна. Куски картона склеиваются столярным клеем и сушатся в печи. Из отвердевшего материала выпиливаются детали будущей вещи. Каждая деталь покрывается белилами или растворенным в кислоте сусальным золотом. Сверху накладывается слой черного лака, на который наносится контур рисунка. Внутри контура лак счищается до самого золота. На него накладываются краски, слой за слоем. Чем жиже, прозрачней, светлей краска, тем драгоценнее будет выглядеть изделие. Современные мастера Палеха вновь обращаются к иконописи. Колорит миниатюры становится более богатым и композиции - многофигурными. .
Слайд 21Но вдруг пред витязем пещера
В пещере свет. Он прямо к
ней
Идет под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошел с уныньем: что же
зрит?
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.
Слайд 22Обратимся вновь к теме урока. В чем же проявился «русский
дух» поэмы, оперы, кино, живописи?
Он в том, что во всех
произведениях нашли воплощение высокие идеалы русского народа, его вера в победу Добра над Злом.