Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9 им. В.Т. Степанченко
Научно -
практическая конференция
Исследовательская работа на тему: ’’История моего города в сборнике
Г.В.. Степанченко ’’Россия’’. Опыт лингвистического анализа».
Выполнила
Лиликина Анастасия Александровна,
обучающаяся 5 «Б» кл.
Учитель Зуева Людмила Васильевна
Г. Ржев
2011г.
Слайд 2Вступление
На карте нашей родины много городов, больших и малых, провинциальных
и столичных…
Но есть городок в Тверской области, который стал моей
малой родиной. Это Ржев, город Воинской славы, в котором я живу и которым горжусь.
Многие русские писатели и поэты рассказали о моем городе. Но кто скажет о нём лучше, как ни живущие здесь поэты!
Слайд 3Цели
На примере сборника ’’Россия’’ проследить творческую историю развития моего родного
города, его прошлое и настоящее;
выявить отношение Г.В. Степанченко к малой
родине;
исследовать, какие художественные средства использует автор в создании образа Ржева;
в ходе лингвистического анализа выявить лексическое своеобразие сборника, соотношение используемых в стихотворениях частей речи, выбор автором синтаксических конструкций.
Слайд 4Факты биографии
Г.В. Степанченко
8 августа 1952 года.
Образование: железнодорожная школа
№ 6, исторический факультет Калининского государственного университета.
Редактор газеты ’’Высота’’.
Член
Союза журналистов России,
автор 9-и книг стихов.
Каждый сборник - это событие в культурной
жизни Ржева.
2010 г. – сборник «Шекспир и компания»:
новые стихи и посвящения ржевским поэтам.
Слайд 5Сборник «Россия»
Для меня важны :
взгляд автора на прошлое Ржева, его военную
биографию и настоящее;
интересно поэтическое мастерство Г.Степанченко.
Слайд 6«Здесь будет город заложён…»
Как всё начиналось?
(’’Основание града’’, ’’Ржева Володимирова’’).
Слайд 7’’Основание града’’
…застучали кругом топоры,
Полетела щепа золотая -
Град встает на вершине
горы:
Стены, башни, да церковь святая.
Льется брага в шелом золотой-
Все для буйного пира готово!
Встал над яствами князь удалой
И промолвил
заздравное
Слайд 8’’Основание града’’
Пусть стоит сей излюбленный град,
Пусть живут в нем и
множатся люди…
Слайд 9Мои наблюдения:
В работе я попыталась дать лингвистический анализ стихотворения, остановившись
на лексическом богатстве, экспрессивных возможностях частей речи, синтаксическом своеобразии произведения.
Лексический
пласт стих – ия: использование книжной и разговорной лексики.
Старославянизмы (их более 10): «брашно», «шелом», «шуйца», «десница», «град», «заздравное» .
Эпитеты («весёлые тени», «щепа золотая»). Просторечные слова («плюхает», «брага», «сей», «нахлебался» и др.).
РОЛЬ в тексте: создают местный колорит, погружают читателя в атмосферу быта ржевичей.
Слайд 10Мои наблюдения:
Морфологические особенности:
Предпочтение - существительным и глаголам. Сущ.- 40%,
они называют предметы изображения: костёр, град, шатёр, брёвна, храм, мечи,
колосья и др.
Более 60% слов – глаголы , с помощью которых автор показывает, как строился город: «зацепился», «застучали», «встаёт», «проплывают», «убегает», «льётся» и др. На мой взгляд, стих – ие с большим количеством глаголов является динамичным, экспрессивным. Благодаря использованию глаголов интонация стих – ия характеризуется напряжённостью, большей чёткостью.
Синтаксический рисунок стих – ия разнообразен.
Чаще используются сложные предложения.(Примеры – в работе). Все виды СП, но предпочтение отдаётся СПП и БСП. Они не производят впечатления тяжеловесности, нагромождённости. Напротив, эти виды пр – ий придают стих – ию выразительность и эмоциональность.
Слайд 11’’Ржева Володимирова’’
Был-де в городе князь- да лихой, удалой!
Вряд ли сыщется
где- то подобный такой…
Он по городу ездит на белом коне.
Он
усы свои мочит в зеленом вине…
Водит ржевичей в бой, рубежи сторожит,
Да в светлице своей по ночам ворожит…
Слайд 12Дань уважения князю — основателю Ржева. В каждой строчке —
преклонение перед князем Владимиром, безграничная любовь к нему.
Богатство лексики (эпитеты,
сравнения, метафоры).
Авторское отношение к происходящему, передача эмоционального состояния
Слайд 13МОИ НАБЛЮДЕНИЯ
Г.В.Степанченко изобретателен в выборе частей речи. Я обратила
внимание, что в этом стих – ии автор использовал краткие
прилагательные («дорог», «люб», «удал»), которые создают особый интонационный рисунок - плавный, спокойный.
В этом стих – ии меньше глаголов, но они очень выразительные. Я разделила их на две группы: в 1- глаголы, не несущие активного действия. Глаголы второй группы динамичны, они характеризуют действия князя.
(БОЛЕЕ ПОДРОБНО - В РАБОТЕ).
Слайд 15’’Обелиски’’
1
Над горизонтом в тяжких ризах туч
Всплывает солнце раскаленным
диском-
И падает литой
звенящий луч
На плиты под высоким обелиском.
На них скупые выбиты слова
О
тех, кто пал на той войне
великой…
Их золотит старательно листва.
Их обагряют трепетной гвоздикой.
Вокруг- озер задумчивый простор,
Деревьев шум, холмов
непокоренность.
Теченье туч прослеживает взор,
Осознавая мира сотворенность;
А под гранитным холодом плиты
Лежат сыны возлюбленной
Отчизны.
Плач матерей, кровавые бинты…
Вы слышите? Настало время тризны!
Довольно суетиться и роптать.
Довольно славить и негодовать.
Настало время всей душой понять,
Кем мы должны во имя павших стать.
Слайд 16’’Обелиски’’
3
Прорастает земля обелисками-
Над холмами, у рек, у дорог.
Часовыми и стражами
близкими
Обступили родимый порог.
Острия их граненые, вечные
От земли устремляются ввысь…
Мы порою
бываем беспечными-
Оглянись же на них, оглянись!
Сколько павших под ними схоронено-
Только письма остались от них,
А еще- обелиски, и Родина,
И бессмертная память живых.
Сколько правды от них нам завещано,
Сколько самой прекрасной любви,
Сколько глинистых пашен замешано
На живой их, горячей крови!
Сколько надо трудиться и веровать,
И любимых своих целовать,
И вставать за Отечество- первыми,
Чтоб пред ними себя оправдать.
Слайд 19От сизарей дымился небосвод,
От белых голубиц вскипала пена…
Слайд 20Голуби- примета Ржева!
Во Ржеве всегда разводили голубей; городские мальчишки, выпуская
их в небо, наблюдали за полетом этих красивых птиц. А
город рос, хорошел, набирался сил. Подрастали дети, шли в школу, а перемены ,как всегда у всех поколений - пролетали незаметно. Детвора высыпала во двор и любовалась чудесными птицами. Даже гул пролетающих истребителей не заглушал ’’гром крыл’’. Автор словно описывает себя, свое детство, свои ощущения, а вместе с тем, детство всего послевоенного поколения, с их радостями, с их горестями.
А жизнь набирала обороты. Все меняется, меняемся мы, меняются села, города… а вместе с тем -
«вспорхнули в небо и исчезли птицы…»
Слайд 21’’ Новый мост’’
Вот - новый мост поставили,
Автобусы пустили,
КПСС прославили,
’’ура!’’- проголосили.
Народу-то,
народу-то!
Кто вдрызг, а кто вполпьяна.
Идет гульба по городу
Под дружный стук
стаканов.
’’Пошли-пошли, поехали!’’
Гарцует кавалькада.
Прореха ли, потеха ли-
А нам того и надо.
Сверкает чья-то лысина,
Летают чьи-то шарики
И пьются-бьются истово
Поллитры, ’’бомбы’’, шкалики.
’’Туда-сюда пошаркаем?
’’Большая, значит, польза нам!’’
И харкаем, и шмякаем,
И по асфальту ползаем.
Вот новый мост отгрохали,
Вот новый мост открыли…
Похлопали, потопали,
Привыкли, позабыли.
Катят себе автобусы,
Бегут автомобили…
’’А помнишь, как по глобусу
Мента кастетом били??’’
Слайд 22Использование слов в разговорном стиле речи: ’’пустили’’, ’’пошаркаем’’, ’’отгрохали’’, ’’шмякаем’’,
’’ползаем’’, ’’похлопали’’, ’’потопали’’, ’’катят’’.
Жаргонизмы: ’’бомбы’’ (бутылки),’’по глобусу’’ ( по голове),
’’мент’’ и др.
В отличие от других произведений Г.В. Степанченко, в стихотворении ’’Новый мост’’ нет возвышенной лексики, старославянизмов, эпитетов, удлиненной строки. Все обыденно и совсем не ярко.
«НОВЫЙ МОСТ»
Слайд 23’’Храм Вознесения’’:
Автор сравнивает пустой кошелек с невзрачным городом. И в
том и в другом случае появляется что – то новое,
город растет и в кошельке серебро. Над обрывом старинным, над плакучей травой встает молодой храм, где тишина, покой и светится купол, где простой мужик становится священником, у которого нет ничего кроме веры
Слайд 24Подведём итоги:
Что же я открыла для себя?
Г.В. Степанченко –
истинный ржевитянин, хотя и не коренной, это человек, любящий свой
город, всей душой болеющий за него.
Я познакомилась с настоящим мастером своего дела, Поэтом с большой буквы, который не просто умело, а творчески использует все возможности языка. В его стих – ях смысловую и эмоциональную нагрузку несёт каждое слово, каждое предложение.
Лингвистический анализ некоторых стихотворений помог мне почувствовать красоту слова, выразительность поэтической речи, помог соприкоснуться с магией творчества Г.В. Степанченко.