Разделы презентаций


История моего города в сборнике Г.В.. Степанченко ’’Россия’’. Опыт лингвистического анализа

Содержание

ВступлениеНа карте нашей родины много городов, больших и малых, провинциальных и столичных…Но есть городок в Тверской области, который стал моей малой родиной. Это Ржев, город Воинской славы, в котором я живу

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №9 им. В.Т. Степанченко Научно -

практическая конференция Исследовательская работа на тему: ’’История моего города в сборнике

Г.В.. Степанченко ’’Россия’’. Опыт лингвистического анализа».

Выполнила
Лиликина Анастасия Александровна,
обучающаяся 5 «Б» кл.

Учитель Зуева Людмила Васильевна


Г. Ржев
2011г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №9 им. В.Т. Степанченко    Научно - практическая конференция

Слайд 2Вступление
На карте нашей родины много городов, больших и малых, провинциальных

и столичных…
Но есть городок в Тверской области, который стал моей

малой родиной. Это Ржев, город Воинской славы, в котором я живу и которым горжусь.
Многие русские писатели и поэты рассказали о моем городе. Но кто скажет о нём лучше, как ни живущие здесь поэты!

ВступлениеНа карте нашей родины много городов, больших и малых, провинциальных и столичных…Но есть городок в Тверской области,

Слайд 3Цели
На примере сборника ’’Россия’’ проследить творческую историю развития моего родного

города, его прошлое и настоящее;
выявить отношение Г.В. Степанченко к малой

родине;
исследовать, какие художественные средства использует автор в создании образа Ржева;
в ходе лингвистического анализа выявить лексическое своеобразие сборника, соотношение используемых в стихотворениях частей речи, выбор автором синтаксических конструкций.

ЦелиНа примере сборника ’’Россия’’ проследить творческую историю развития моего родного города, его прошлое и настоящее;выявить отношение Г.В.

Слайд 4Факты биографии Г.В. Степанченко
8 августа 1952 года.
Образование: железнодорожная школа

№ 6, исторический факультет Калининского государственного университета.
Редактор газеты ’’Высота’’.
Член

Союза журналистов России,
автор 9-и книг стихов.
Каждый сборник - это событие в культурной
жизни Ржева.

2010 г. – сборник «Шекспир и компания»:
новые стихи и посвящения ржевским поэтам.
Факты биографии  Г.В. Степанченко8 августа 1952 года. Образование: железнодорожная школа № 6, исторический факультет Калининского государственного

Слайд 5Сборник «Россия»

Для меня важны :

взгляд автора на прошлое Ржева, его военную

биографию и настоящее;
интересно поэтическое мастерство Г.Степанченко.
Сборник «Россия»         Для меня важны :взгляд автора на прошлое

Слайд 6«Здесь будет город заложён…»
Как всё начиналось?

(’’Основание града’’, ’’Ржева Володимирова’’).

«Здесь будет город заложён…»Как всё начиналось?(’’Основание града’’, ’’Ржева Володимирова’’).

Слайд 7’’Основание града’’
…застучали кругом топоры,
Полетела щепа золотая -
Град встает на вершине

горы:
Стены, башни, да церковь святая.





















Льется брага в шелом золотой-
Все для буйного пира готово!
Встал над яствами князь удалой
И промолвил
заздравное
’’Основание града’’…застучали кругом топоры,Полетела щепа золотая -Град встает на вершине горы:Стены, башни, да церковь святая.

Слайд 8’’Основание града’’
Пусть стоит сей излюбленный град,
Пусть живут в нем и

множатся люди…

’’Основание града’’Пусть стоит сей излюбленный град,Пусть живут в нем и множатся люди…

Слайд 9Мои наблюдения:
В работе я попыталась дать лингвистический анализ стихотворения, остановившись

на лексическом богатстве, экспрессивных возможностях частей речи, синтаксическом своеобразии произведения.
Лексический

пласт стих – ия: использование книжной и разговорной лексики.
Старославянизмы (их более 10): «брашно», «шелом», «шуйца», «десница», «град», «заздравное» .
Эпитеты («весёлые тени», «щепа золотая»). Просторечные слова («плюхает», «брага», «сей», «нахлебался» и др.).
РОЛЬ в тексте: создают местный колорит, погружают читателя в атмосферу быта ржевичей.
Мои наблюдения:В работе я попыталась дать лингвистический анализ стихотворения, остановившись на лексическом богатстве, экспрессивных возможностях частей речи,

Слайд 10Мои наблюдения:
Морфологические особенности:
Предпочтение - существительным и глаголам. Сущ.- 40%,

они называют предметы изображения: костёр, град, шатёр, брёвна, храм, мечи,

колосья и др.
Более 60% слов – глаголы , с помощью которых автор показывает, как строился город: «зацепился», «застучали», «встаёт», «проплывают», «убегает», «льётся» и др. На мой взгляд, стих – ие с большим количеством глаголов является динамичным, экспрессивным. Благодаря использованию глаголов интонация стих – ия характеризуется напряжённостью, большей чёткостью.
Синтаксический рисунок стих – ия разнообразен.
Чаще используются сложные предложения.(Примеры – в работе). Все виды СП, но предпочтение отдаётся СПП и БСП. Они не производят впечатления тяжеловесности, нагромождённости. Напротив, эти виды пр – ий придают стих – ию выразительность и эмоциональность.

Мои наблюдения:Морфологические особенности: Предпочтение - существительным и глаголам. Сущ.- 40%, они называют предметы изображения: костёр, град, шатёр,

Слайд 11’’Ржева Володимирова’’
Был-де в городе князь- да лихой, удалой!

Вряд ли сыщется

где- то подобный такой…

Он по городу ездит на белом коне.
Он

усы свои мочит в зеленом вине…

Водит ржевичей в бой, рубежи сторожит,
Да в светлице своей по ночам ворожит…
’’Ржева Володимирова’’Был-де в городе князь- да лихой, удалой!Вряд ли сыщется где- то подобный такой…Он по городу ездит

Слайд 12Дань уважения князю — основателю Ржева. В каждой строчке —

преклонение перед князем Владимиром, безграничная любовь к нему.





Богатство лексики (эпитеты,

сравнения, метафоры).

Авторское отношение к происходящему, передача эмоционального состояния
Дань уважения князю — основателю Ржева. В каждой строчке — преклонение перед князем Владимиром, безграничная любовь к

Слайд 13МОИ НАБЛЮДЕНИЯ

Г.В.Степанченко изобретателен в выборе частей речи. Я обратила

внимание, что в этом стих – ии автор использовал краткие

прилагательные («дорог», «люб», «удал»), которые создают особый интонационный рисунок - плавный, спокойный.
В этом стих – ии меньше глаголов, но они очень выразительные. Я разделила их на две группы: в 1- глаголы, не несущие активного действия. Глаголы второй группы динамичны, они характеризуют действия князя.
(БОЛЕЕ ПОДРОБНО - В РАБОТЕ).
МОИ  НАБЛЮДЕНИЯГ.В.Степанченко изобретателен в выборе частей речи. Я обратила внимание, что в этом стих – ии

Слайд 14«Война», «Обелиски».

«Война», «Обелиски».

Слайд 15’’Обелиски’’ 1
Над горизонтом в тяжких ризах туч
Всплывает солнце раскаленным
диском-
И падает литой

звенящий луч
На плиты под высоким обелиском.
На них скупые выбиты слова
О

тех, кто пал на той войне
великой…
Их золотит старательно листва.
Их обагряют трепетной гвоздикой.
Вокруг- озер задумчивый простор,
Деревьев шум, холмов
непокоренность.
Теченье туч прослеживает взор,
Осознавая мира сотворенность;

А под гранитным холодом плиты
Лежат сыны возлюбленной
Отчизны.
Плач матерей, кровавые бинты…
Вы слышите? Настало время тризны!
Довольно суетиться и роптать.
Довольно славить и негодовать.
Настало время всей душой понять,
Кем мы должны во имя павших стать.

’’Обелиски’’ 1Над горизонтом в тяжких ризах тучВсплывает солнце раскаленнымдиском-И падает литой звенящий лучНа плиты под высоким обелиском.На

Слайд 16’’Обелиски’’ 3
Прорастает земля обелисками-
Над холмами, у рек, у дорог.
Часовыми и стражами

близкими
Обступили родимый порог.
Острия их граненые, вечные
От земли устремляются ввысь…
Мы порою

бываем беспечными-
Оглянись же на них, оглянись!
Сколько павших под ними схоронено-
Только письма остались от них,
А еще- обелиски, и Родина,
И бессмертная память живых.

Сколько правды от них нам завещано,
Сколько самой прекрасной любви,
Сколько глинистых пашен замешано
На живой их, горячей крови!
Сколько надо трудиться и веровать,
И любимых своих целовать,
И вставать за Отечество- первыми,
Чтоб пред ними себя оправдать.

’’Обелиски’’ 3Прорастает земля обелисками-Над холмами, у рек, у дорог.Часовыми и стражами близкимиОбступили родимый порог.Острия их граненые, вечныеОт

Слайд 17Современный РЖЕВ

Современный РЖЕВ

Слайд 18голуби»
«Ржевские

голуби»«Ржевские

Слайд 19От сизарей дымился небосвод,
От белых голубиц вскипала пена…

От сизарей дымился небосвод,От белых голубиц вскипала пена…

Слайд 20Голуби- примета Ржева!
Во Ржеве всегда разводили голубей; городские мальчишки, выпуская

их в небо, наблюдали за полетом этих красивых птиц. А

город рос, хорошел, набирался сил. Подрастали дети, шли в школу, а перемены ,как всегда у всех поколений - пролетали незаметно. Детвора высыпала во двор и любовалась чудесными птицами. Даже гул пролетающих истребителей не заглушал ’’гром крыл’’. Автор словно описывает себя, свое детство, свои ощущения, а вместе с тем, детство всего послевоенного поколения, с их радостями, с их горестями.
А жизнь набирала обороты. Все меняется, меняемся мы, меняются села, города… а вместе с тем -
«вспорхнули в небо и исчезли птицы…»
Голуби- примета Ржева!Во Ржеве всегда разводили голубей; городские мальчишки, выпуская их в небо, наблюдали за полетом этих

Слайд 21’’ Новый мост’’
Вот - новый мост поставили,
Автобусы пустили,
КПСС прославили,
’’ура!’’- проголосили.
Народу-то,

народу-то!
Кто вдрызг, а кто вполпьяна.
Идет гульба по городу
Под дружный стук

стаканов.
’’Пошли-пошли, поехали!’’
Гарцует кавалькада.
Прореха ли, потеха ли-
А нам того и надо.

Сверкает чья-то лысина,
Летают чьи-то шарики
И пьются-бьются истово
Поллитры, ’’бомбы’’, шкалики.
’’Туда-сюда пошаркаем?
’’Большая, значит, польза нам!’’
И харкаем, и шмякаем,
И по асфальту ползаем.
Вот новый мост отгрохали,
Вот новый мост открыли…
Похлопали, потопали,
Привыкли, позабыли.
Катят себе автобусы,
Бегут автомобили…
’’А помнишь, как по глобусу
Мента кастетом били??’’

’’ Новый мост’’Вот - новый мост поставили,Автобусы пустили,КПСС прославили,’’ура!’’- проголосили.Народу-то, народу-то!Кто вдрызг, а кто вполпьяна.Идет гульба по

Слайд 22Использование слов в разговорном стиле речи: ’’пустили’’, ’’пошаркаем’’, ’’отгрохали’’, ’’шмякаем’’,

’’ползаем’’, ’’похлопали’’, ’’потопали’’, ’’катят’’.
Жаргонизмы: ’’бомбы’’ (бутылки),’’по глобусу’’ ( по голове),

’’мент’’ и др.
В отличие от других произведений Г.В. Степанченко, в стихотворении ’’Новый мост’’ нет возвышенной лексики, старославянизмов, эпитетов, удлиненной строки. Все обыденно и совсем не ярко.

«НОВЫЙ МОСТ»

Использование слов в разговорном стиле речи: ’’пустили’’, ’’пошаркаем’’, ’’отгрохали’’, ’’шмякаем’’, ’’ползаем’’, ’’похлопали’’, ’’потопали’’, ’’катят’’.Жаргонизмы: ’’бомбы’’ (бутылки),’’по глобусу’’

Слайд 23’’Храм Вознесения’’:
Автор сравнивает пустой кошелек с невзрачным городом. И в

том и в другом случае появляется что – то новое,

город растет и в кошельке серебро. Над обрывом старинным, над плакучей травой встает молодой храм, где тишина, покой и светится купол, где простой мужик становится священником, у которого нет ничего кроме веры
’’Храм Вознесения’’:Автор сравнивает пустой кошелек с невзрачным городом. И в том и в другом случае появляется что

Слайд 24Подведём итоги:
Что же я открыла для себя?

Г.В. Степанченко –

истинный ржевитянин, хотя и не коренной, это человек, любящий свой

город, всей душой болеющий за него.
Я познакомилась с настоящим мастером своего дела, Поэтом с большой буквы, который не просто умело, а творчески использует все возможности языка. В его стих – ях смысловую и эмоциональную нагрузку несёт каждое слово, каждое предложение.
Лингвистический анализ некоторых стихотворений помог мне почувствовать красоту слова, выразительность поэтической речи, помог соприкоснуться с магией творчества Г.В. Степанченко.

Подведём итоги:Что же я открыла для себя? Г.В. Степанченко – истинный ржевитянин, хотя и не коренной, это

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика