Слайд 1Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 6
классе
Часть 1
Слайд 2Дорогие ребята!
Уроки литературы в 6 классе предлагают вам продолжить путешествие
в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять
прочитанное.
Для этого вам понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
Итак, давайте читать, думать, обсуждать…
Слайд 3 Развитие понятия о художественной литературе
Художественная литература – вид искусства,
творчески отображающий жизнь в художественных картинах при помощи слова.
Поэтому
литературу называют искусством слова.
Слайд 4Понятие о мифе
Мифы – сказания, которые передавали представления древних людей
о происхождении и устройстве мира, о богах и героях.
Мифология (от
греческих «миф» и «логос» - знание) –
1. наука, изучающая мифы;
2 – совокупность мифов определённых народов.
Слайд 5Греческая мифология
Древнегреческие мифы поражают силой своей фантазии и величием мысли.
Слайд 6Славянская мифология
Представления древних славян нашли яркое отражение в их многокрасочной
мифологии, с которой связано много обрядов
Слайд 7Общие и различные черты мифа и сказки
Миф
Сказка
Общие черты
Возникли в глубокой
древности и являются результатом коллективного творчества.
Различия
В центре – деяния богов
и героев.
Передаёт представления людей об окружающем мире, объясняет его.
Воспринимается как отражение окружающего мира.
Общие черты
Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.
Различия
Повествует об обычных людях.
Воспринимается как вымысел, фантастика, развлекает, поучает.
Слайд 8Понятие о притче
Притча – небольшой поучительный рассказ, который на простых
жизненных примерах раскрывает какую-либо сложную проблему общечеловеческого (морального) или религиозного
содержания.
Слайд 9Понятие о притче
Притча содержит поучение, высказанное в непрямой форме, без
прямого наставления. Мораль из притчи каждый извлекает или не извлекает
сам.
Слайд 10Понятие о басне
Басня – это небольшое по объёму литературное произведение
с поучительным смыслом, в котором в образах животных, предметов, разных
природных явлений раскрываются человеческие отношения и характеры.
Слайд 11Понятие о басне
Басня состоит из двух частей – повествования и
нравоучительного вывода.
Мораль басни – её нравоучительный вывод.
Слайд 12Понятие о басне
Басня – одно из самых давних произведений искусства
слова.
Слайд 13«Эзопов язык»
Эзопов язык – речь, насыщенная намёками, недомолвками, в которой
позиция автора представлена в замаскированной форме.
Слайд 14«Эзопов язык»
Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего,
по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом,
не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей.
Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняком, притчами, аллегориями получило название эзопового языка.
Слайд 15Понятие об аллегории
Аллегория – иносказание, когда с помощью сравнения одного
явления с другим создаётся конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие.
Слайд 16Жанровые отличия и сходства басни и притчи
Басня
Притча
Отличие
Истолкование басни многозначно.
Заставляет
читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации.
Сходство
Небольшое произведение,
имеющее поучительный характер.
Отличие
Заключена определённая идея.
Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации.
Сходство
Небольшое произведение, имеющее поучительный характер.
Слайд 17Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме
и ритме
Слайд 18Развитие понятий о рифме и ритме
Ритм – это одинаковое чередование
ударных и безударных слогов в строке.
Рифма – звуковые совпадения, созвучия
в конце строк.
Еще в полях белеет снег, __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú
А воды уж весной шумят — __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú
Бегут и будят сонный брег, __ Ú Ú Ú __ Ú __ Ú
Бегут и блещут и гласят... __ Ú Ú Ú __ Ú __ Ú
Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
Интонация – основное выразительное средство звучащей речи. Включает логическое ударение и паузы, повышение и понижение тона, выражение различных чувств.
Слайд 19Понятие о строфе
Строфа – группа строк (стихов) с определённым повторяющимся
расположением рифм.
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей
белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»
А. С. Пушкин «Узник»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Слайд 20Двусложные размеры стиха
Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической
строке.
Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог
и другие последующие чётные слоги, называется ямбом.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный …
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
__ Ú __ Ú __ Ú __ Ú __
__ Ú __ Ú __ Ú __ Ú __
Слайд 21Двусложные размеры стиха
Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической
строке.
Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог
и другие последующие нечётные слоги, называется хореем.
Буря мглою небо кроет, Ú __ Ú __ Ú __ Ú __
Вихри снежные крутя; Ú __ Ú __ __ __ Ú __
То, как зверь, она завоет, Ú Ú Ú __ Ú __ Ú __
То заплачет, как дитя… Ú __ Ú __ Ú __ Ú __
А. С. Пушкин «Зимний вечер»
Слайд 22Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
Эпитет – художественное определение,
которое образно и эмоционально раскрывает свойства предмета или явления, подчёркивает
характерную черту персонажа.
Слайд 23Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
Сравнение - это художественное
средство, которое заключается в сравнении одного предмета или явления с
другим для того, чтобы более ярко изобразить его, глубже раскрыть.
Слайд 24Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
Метафора – это художественное
средство, основанное на перенесении свойств одного предмета или явления на
другой по их сходству или противопоставлению.
Слайд 25Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
Изобразительно-выразительные средства языка помогают
передать чувства, настроения автора, создают образы яркие, запоминающиеся.
Слайд 26Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.
Самуил
Маршак