Слайд 1«Контраст как основа композиции рассказа»
(8 класс).
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»
Выполнила :
учитель русского
языка и
литературы КГБОУ ШИ 1
Жукова Н.Г.
Л.Н.Толстой. После бала.
Хабаровск 2016
Слайд 2Л.Н.Толстой "После бала"
Контраст как основа композиции рассказа
Слайд 3Цель урока:
выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа; познакомить с историей
создания; показать реалистическую основу произведения. Развивать умение анализировать образы –
персонажи с учетом авторской позиции. В процессе анализа произведения осмыслить основной конфликт, обнажить социальные противоречия царской России.
Слайд 4Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер.
Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая
тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".
Слайд 5История создания рассказа
Что же послужило источником для создания рассказа? Известно,
что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим
братом писателя - Сергее
Слайд 6Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе
с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования
Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмертьь.
Слайд 7Контраст
как композиционный приём
В рассказе выделяются следующие основные части:
Рассказ, таким
образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в
рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
вступление
на балу
после бала
заключение
Слайд 12Наблюдение над языковыми средствами
Слайд 15Иван Васильевич
Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
Какую роль
в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?
Как характеризует героя его
решение не служить в военной службе и нигде не служить?
Слайд 16Контраст в системе образов
Полковник
На какие выводы о душевных качествах полковника
наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
Какие качества
его натуры проявляются в сцене на плацу?
В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?
Слайд 17Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа.
Еще раз проведет
вас по его страницам.
1. Жанр произведения:
а) повесть; б) очерк;
в) рассказ.
2. Раскрытию идеи произведения помогает:
а) антитеза; б) гипербола; в) олицетворение.
3. Число рассказчиков в произведении:
а) один; б) два; в) несколько.
4. Авторская позиция:
а) скрыта;
б) выражена в авторском повествовании;
в) передана одним из персонажей.
5.Роль вступления в произведение:
а) показать время и место действия;
б) познакомить с участниками событий;
в) познакомить с рассказчиком.
Слайд 186. Поворотом одной и той же стилистической фигуры
(«…все так
же падали с двух сторон удары на спотыкающегося,
корчившегося человека,
и все так же били барабаны и свистела флейта,
и все так же твердым шагом двигалась …
статная фигура полковника…») автор:
а) воспроизводит унылый свист флейты;
б) показывает полковника в новой роли;
в) передает ужас совершающегося .
7. Произведение заставляет задуматься о:
а) судьбе полковника;
б) личной ответственности человека за жизнь общества;
в) любви Ивана Васильевича.
8. Тема произведения:
а) повествование о любви Ивана Васильевича;
б) рассказ о полковнике;
в) показ николаевской России.
9. Образ полковника:
а) типичен;
б) трагичен;
в) исключителен.
10. Тон повествования в этом произведении:
а) нейтрален
б) эмоционально окрашен;
в) протокольно сух.
Слайд 20
Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе«После Бала»?
Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и
насилия, против унижения достоинства человека.
В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека,
изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого
открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.