зелёная палочка, на которой написано, то что должно уничтожить все
зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой
Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды , охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере – всё то, что людям кажется привычным и нормальным.
Какие проблемы поднимает автор в рассказе «Кавказский пленник»?
Нетерпелив, безответственен, руководствуется своими прихотями, а не знаниями положения.
Захват в плен
Кто из героев храбрее?
«Только уговор – не разъезжаться». «Не дамся же живой!»
«Помутилось у него в глазах, и зашатался».
«Заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «Лошадь под ним стала ,и ружье осеклось».
Вывод: Жилин сопротивлялся ,но вырваться из рук врагов было невозможно.
Вывод: офицеры попали в плен из-за легкомыслия и малодушия Костылина, струсившего перед опасностью.
«Он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют».
Вывод: Жилин понимает, что уплата выкупа может разорить мать, надеется только на себя, активно ищет выхода.
Вывод: Костылин принимает все условия своих врагов, надеется на помощь из дома. Не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит».
Вывод: Жилин общительный, активный, хороший мастер. Но его главная цель – совершить побег из плена.
Вывод: Костылин безволен, безразличен к окружающему, пассивен.
«Зацепил камень ногой, загремел».
«Изрезал все ноги … отстает».
«Не дойду, не могу».
«Не могу, сил моих нет».
«Рассолодел»- ослабел, устал. «Как закричит Костылин: «Ой, больно!»
«Иди один, за что тебе из-за меня пропадать».
Вывод: занят поискамит дороги, и этой цели подчинено все его поведение: он примечает все окружающее, радуется воле, тревожится за успех побега, старается не замечать боли и усталости ;не бросает товарища в беде..
Вывод: Костылин безволен, не желает и не умеет бороться, пассивно следует за товарищем, все его мысли сосредоточены на себе. Окружающего он не видит, испытывает страх.
Автор показывает, как в жизни много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах одни оказываются героями, другие недостойны называться людьми.
Перед вторым побегом
«Ну Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу»
«Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?»
Вывод: несмотря на все тяготы, Жилин не потерял волю к жизни, стремление к свободе.
Вывод: Костылин отказывается от побега, не верит в себя, сдается на милость врагам.
-Осуждает ли автор горцев за то, что они воюют с русскими?
Для народов, живущих на Кавказе, эта война оборонительная, горцы отчаянно сопротивляются, не пропуская русских на свою территорию, но русская армия завоевывает Кавказ и платит высокую цену жизнью многих тысяч русских солдат и офицеров.
-Почему старик в чалме озлоблен на русских?
Жилин – пленник, за которого хозяин получит выкуп, а если это не удастся, то убьёт его.
Человеческие отношения вступают в конфликт с враждой и корыстью. После побега офицеров хозяин не смеется, разговаривает с ними враждебно, грозится убить.
Вывод: Люди могли бы жить в дружбе, но этому мешает национальная рознь, приводящая к войне. Мешает и корысть.
-Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам?
- Каким предстает перед нами этот старик? Расскажите его историю.
-Как автор относится к Дине?
- Какие слова помогают передать симпатии к Дине?
- Как можно оценить спасение Жилина Диной?
- Почему после освобождения Жилин велит Дине отнести шест на место?
- Почему эта девочка, чьё детство было изуродовано войной, так привязалась к пленному?
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть