Слайд 1Литература России на рубеже 19-20 веков
Основные литературные направления, течения
Слайд 2Общая характеристика периода
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской
и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть
до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Слайд 3
Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20
века?
Россия пережила три революции:
-1905 года; -Февральскую и Октябрьскую
1917 г.,
-Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
-Первую мировую войну 1914-1918гг.,
-Гражданскую войну
Слайд 4Внутриполитическая обстановка в России
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления
в экономике Российской Империи.
-Противоборство трех сил: защитники монархизма, сторонники
буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки: «сверху», законными средствами, «снизу»- путем революции.
Слайд 5Научные открытия н.20 века
Начало XX столетия стало временем глобальных
естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными
из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916-1917) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.
Слайд 6Трагическая история литературы 20 века
В 20-е годы уехали
или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн,
И.Шмелев и др.
Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо-гашенной луны» Б.Пильняка. В 30-е годы писателя рас-стреляют. (Е.Замятин, М.Булгаков и др.)
И.А. Бунин
Слайд 7Трагическая история литературы н.20 века
3.С начала 30-х годов
начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в
лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.
Слайд 8Трагическая история литературы н.20 века
4.С начала 30-х годов появилась тен-денция
приве-дения литературы к единому методу- социалистическому реализму. Одним из представителей
стал М.Горький.
Слайд 9Иными словами, почти все творческие люди были 20 века были
в конфликте с государством, которое, будучи тоталитарной системой, стремилось подавлять
творческий потенциал личности.
Слайд 10Литература к.19 - н.20 веков
В конце XIX - начале XX
века русская литература стала эстетически многослойной.
Реализм на рубеже веков
оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.
( отражение
реальности, жизненной правды)
А.П. Чехов. Ялта. 1903 г.
Слайд 11Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени
сопровождался необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла
русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название "поэтического ренессанса" или "серебряного века".
Слайд 12Серебряный век-
часть художественной культуры России конца XIX - начала XX
века, связанная с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой и отчасти футуризмом.
Слайд 13Новые течения в литературе России рубежа веков
В период с 1890
по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных
течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Слайд 14СИМВОЛИЗМ
Март 1894 г.- вышел в свет сборник с
названием "Русские символисты". Через некоторое время появились еще два выпуска
с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов, использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.
Слайд 15СИМВОЛИЗМ
Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших
в России.
Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892
году лекцией Д. С. Мережков-ского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения".
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Слайд 16Основные положения течения
Андрей Белый
Символ - центральная
эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том,
что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных". Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.
Слайд 17Основные положения течения
Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ
- окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.
Слайд 18Основные положения течения
По-новому строились в символизме отношения между поэтом и
его аудиторией. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не
ко всем, но лишь к "посвященным", не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Символистская лирика будила "шестое чувство" в человеке, обостряла и утончал а его восприятие. Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур.
Слайд 19Акмеизм
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч.
acme - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого
круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов - Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.
Слайд 20Основные положения течения
А.Ахматова
Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и
перестановки ударения
Самоценность каждого явления
«Непознаваемые по своему смыслу слова нельзя познать»
Слайд 21Творческие индивидуальности символистов
Сжала руки под темной вуалью...
"Отчего ты сегодня
бледна?"
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
8 января 1911
Слайд 22Футуризм
Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о
себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год,
когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи" (Гилея - древнегреческое название части Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).
Слайд 23Основные положения течения
В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту
о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез
конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".
Слайд 24
В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия:
"Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений;
"Идите к черту!" - для литературного манифеста.
Слайд 25Пощечина общественному вкусу
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч.
с Парохода Современности. ...Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам,
Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным ...
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912 г. Декабрь
Слайд 26Творческие индивидуальности футуризма
В стихотворениях Давида Бурлюка "звезды - черви, пьяные
туманом", "поэзия - истрепанная девка, а красота - кощунственная дрянь".
В его провокационных текстах понижающие образы используются предельно максимально:
Мне нравится беременный мужчина
Как он хорош у памятника Пушкина
Одетый в серую тужурку
Ковыряя пальцем штукатурку <...>
Слайд 27Творческие индивидуальности футуризма
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются
смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных
- смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1910
Слайд 28Подведем итоги
Какие исторические события переживает Россия в этот период?
Как развивалась
литература на рубеже 19-20 веков?
Сформулируйте основные положения символизма, акмеизма, футуризма.
Чем эти течения отличаются друг от друга?
Назовите творческие индивидуальности каждого из литературных направлений.
Слайд 29Сделаем выводы
На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по
яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века.
Это период
интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства.
В литературе развиваются различные направления.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.
Слайд 30Сделаем выводы
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и
западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до
Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.