Слайд 1 Литературное чтение
МОУ СОШ № 7
имени Ф.Ф.Ушакова
2011 год
Слайд 2Цель:
Осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения
произведений и собственного литературного творчества.
Стандарты второго поколения:
Формирование читательской компетентности младшего
школьника, осознание
себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Слайд 3Задачи:
воспитание интеллигентной личности, образованного, творческого читателя и слушателя…
заложить понимание образной
природы искусства…
развитие речи детей (задача общепредметная).
Слайд 4Технология работы с текстом (2 класс)
Работа с текстом до чтения.
Работа
с текстом во время чтения.
Работа с текстом после чтения.
Слайд 5До чтения…
Цель – развитие такого читательского умения, как антиципация (предполагать,
предвосхищать содержание по заглавию, иллюстрациям…)
Слайд 6Во время чтения…
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
Самостоятельное
чтение.
Чтение вслух по предложениям или абзацам.
Чтение фрагментов текста и их
обсуждение.
Словарная работа.
Беседа по содержанию текста в целом.
Слайд 7После чтения…
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной
мысли, подтекста – «чтение между строк»
Проблемные вопросы, беседа.
Разговор о личности
писателя.
Повторное обращение к заглавию, иллюстрациям.
Выполнение творческих заданий.
Слайд 8Работа синтетического характера
Составление плана.
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ.
Графическое и словесное
рисование.
Работа над выразительным чтением.
Драматизация.
Составление диафильмов.
Слайд 9Скороговорки
В силу своей функциональной особенности скороговорки целесообразно использовать для совершенствования
артикуляционного аппарата, отработки дикции и скорости чтения.
Формированию скорости чтения способствует
троекратное, каждый раз все более быстрое чтение скороговорок. Обычно дети с удовольствием включаются в игры-соревнования, эстафеты, предполагающие быстрое и четкое произнесение скороговорок.
Слайд 10Пословицы
При изучении пословиц наиболее приемлемо использование следующих методических приемов:
классификация
по тематике (со 2 класса);
выбор из нескольких пословиц той, которая
в наибольшей мере отражает основную мысль текста (со 2 класса);
иллюстрирование пословиц примерами из жизни и из книг (3-4 классы);
сочинение рассказа (сказки, басни) в качестве подтверждения мысли, выраженной в пословице
(4 класс).
Слайд 11Сказки
Виды сказок:
-русская народная (о животных, бытовая, волшебная)
-сказка-притча
-авторская (литературная сказка)
Формы сказок:
-прозаическая
-стихотворная
Композиция сказки: присказка, зачин, общие места, концовка.
Слайд 12Особенности работы со сказками
в силу близости детям произведений этого жанра
подготовка к восприятию может практически не проводиться;
первичное восприятие
лучше организовать в следующих формах(выразительное рассказывание учителем сказки, чтение учителем сказки, самостоятельное чтение сказки учащимися в классе или дома, комбинированное чтение)
при анализе следует обратить внимание на специфику сказочной речи (повторы, традиционные эпитеты, устойчивые сказочные слова и выражения). Анализируются также композиционные особенности сказок: наличие зачина, концовки, троекратного повтора событий в основной части. В волшебных сказках выявляются наличие и особенности двух миров – реального и волшебного, анализируются особенности их обитателей.
преимущественно диалогическая форма сказки предполагает возможность ее выразительного чтения по ролям и инсценирование.
Слайд 13Мифы, библейские сказания и былины
Важно стремиться к тому, чтобы мифы,
сказания и былины воспринимались детьми как выражение древнейших форм миропонимания,
как литературно-историческое свидетельство того, каким видели мир люди на заре человечества.
На всех этапах урока целесообразно строить работу так, чтобы мифы, былины и сказания не воспринимались как сказки.
Слайд 14Варианты заданий для закрепления знаний
Анализ языкового материала.
Создание образов (выборочное
чтение, словесное рисование…)
Сравнение текстов. (Разных былин, мифов, былин и сказок…)
Исторические
беседы.
Пересказ, заучивание отрывков.
Слайд 15Басни
Басня – аллегорический рассказ поучительного характера.
Типичный порядок анализа басни:
Анализ сюжетного
слоя.
Выявление главной мысли.
Раскрытие аллегории.
Анализ морали.
Слайд 16Рассказы
Тематика:
Рассказы о животных.
Нравственно-юмористические рассказы.
Нравственно-психологические.
Нравственно-драматические.
Героико-исторические.
Слайд 17Драматургия
Особенности работы над текстом драматургического характера:
1. При организации первичного восприятия
возможно заранее подготовленное инсценирование эпизодов.
2. Анализ драматургических особенностей текста.
3. При
разборе содержания основное внимание уделяется характерам и взаимоотношениям действующих лиц, эмоциональному состоянию героев.
4. Ведущий вид работ – драматизация и экранизация.
(Рекомендуется использование декораций и костюмов)
Слайд 18Поэзия
В начальной школе изучается преимущественно лирическая (пейзажная, гражданская, философская) и
юмористическая поэзия.
Наиболее важные вопросы для обсуждения и аспекты работы:
1. Кого
(что) изображает поэт в своем стихотворении?
(Образы, картины)
2. Как изображает?
(Приемы, средства выразительности)
3. Какие чувства вызывает у читателя это произведение и почему?
Рекомендуется анализировать произведение по строфам.
Нравственно-
Слайд 20Упражнения для развития техники чтения:
1. Чтение вслух.
2.Чтение про себя.
3. Чтение
жужжащее.
4.Чтение хором.
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение ”цепочкой”(по одному слову, предложению, абзацу).
7.Динамическое
чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
9.”Очередь”. Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
10.”Буксир”:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
Слайд 21Упражнения для формирования навыка выразительного чтения:
1.Артикуляция: гласные и согласные звуки,
слоги различных видов.
2.Чтение труднопроизносимых слов( демократия, экскаватор, эскалатор)
3.Чтение скороговорок.
4.”Окончания”. Повышенное
требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30секунд.
5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6.”На одном дыхании”. Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8.Чтение одного предложения с разной интонацией.
9.”Эхо”. Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
Слайд 22Упражнения для понимания смысла текста:
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение
их лексического значения.
2.Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части, составление плана.
4. Определение
темы текста, главной мысли.
5.Определение типа текста.
6. Подбор иллюстрации к тексту.
7.По иллюстрации определить содержание текста.
8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9. .Выборочное чтение. Найди в тексте описание героя, природы и др.
10.Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
11.Чтение для подготовки к пересказу.
Слайд 23 « Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученикам. Чем больше учитель будет
сам учиться … тем легче будет учиться ученик.»
Л.Н.Толстой