Слайд 1Герои романа
«Мастер и Маргарита»
Автор: Шилина Елена Викторовна
МКОУ «Батуровская основная
общеобразовательная школа»
Слайд 2Мастер
Мастера за терпение, любовь, преданность награждают покоем. В Москве он
умирает, но на самом деле он переносится совсем в другое
время, где будет писать гусиным пером. Очень важно то, что Мастер не заслужил света, а заслужил покой. Он написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри (прототип Христа). Иешуа стоял за свои убеждения до конца, Мастер же сдался, отрекся от своего романа, который принес ему столько трудностей. Поэтому он не заслуживает света, как Иешуа.
Слайд 4 Главная героиня романа, возлюбленная Мастера. Ради любви готова на все.
Она играет в романе очень важную роль. С помощью Маргариты
Булгаков показал нам идеальный образ жены гения.
Именно Маргарита назвала героя Мастером, прочитав его роман. Герои были счастливы вместе, пока Мастер не опубликовал отрывок из своего романа. Посыпавшиеся критические статьи, высмеивающие автора, отравили им жизнь.
Продав свою душу, Маргарита получает Мастера. В конце романа она, как и ее возлюбленный, заслуживает покоя. Многие считают, что прототипом этого образа послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.
Слайд 6Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
Слайд 8 Это главный герой романа, написанного Мастером. Под этим героем подразумевается
библейский Иисус Христос. Иешуа выглядит абсолютно обычным человеком, способным испытывать
страх перед физической расправой. Иешуа - бродячий философ, верящий, что каждый человек добр и что не будет на свете в скором времени никакой власти, кроме божьей. Безусловно, Иешуа обладает большой силой. Он вылечивает Пилата от головной боли. В Иешуа сосредоточены силы света, он погибает невинным, не соврав, не предав своих убеждений. За это он был достоин Света
Слайд 10Через образ Пилата автор раскрывает проблему совести в романе, проблему
трусости и необходимости каждого человека, в независимости от поста и
звания, нести ответственность за свои ошибки.
Поговорив на допросе с Иешуа, Пилат понимает, что тот невиновен и делает слабые попытки спасти Иешуа, предлагая тому соврать. Струсив, побоявшись потерять свое место, Пилат приговаривает Иешуа к смертной казни, тем самым приговаривая себя к вечным страданиям.
Понтий Пилат
Слайд 13 Это творческий псевдоним Ивана Понырева. Иван Бездомный - персонаж, который
на протяжении романа претерпевает эволюцию. В начале произведения мы видим
его членом МАССОЛИТа, молодым поэтом, пишущим стишки на заданные темы.
Бездомный попадает в психиатрическую лечебницу. Так он наказывается за то, что выдавал за истинное творчество жажду славы и именитости.
В больнице Бездомный встречает Мастера и обещает больше не писать стихов, осознав, какой вред несет псевдотворчество. В дальнейшем, он станет большим ученым-историком.
Слайд 16 Это собирательный образ, который рисует Булгаков. Он сатирически передает нам
портреты своих современников. В самом начале романа мы видим Михаила
Александровича Берлиоза, председателя МАССОЛИТа (союза литераторов). На самом деле, этот человек не имеет ничего общего с настоящим творчеством. Берлиоз полностью подделывается под время. Под его руководством весь МАССОЛИТ становится таким же. Туда входят люди, умеющие подстраиваться под начальство, писать не то, что хочется, а то, что нужно. Там нет места истинному творцу, поэтому критики начинают гонение на Мастера.
Слайд 17 Москва 20-х годов – это и Варьете, которым руководит любитель
плотских развлечений Степа Лиходеев. Он наказан Воландом, так же, как
и его подчиненные Римский и Варенуха, вруны и лизоблюды.
Наказан за взяточничество и председатель домоправления Никанор Иванович Босой.
Вообще, Москву 20-х годов отличают очень много неприятных качеств. Это жажда денег, желание легкой наживы, удовлетворение своих плотских потребностей в ущерб духовным, вранье, подобострастие перед начальством.
Воланд и его свита не зря явились именно в этот город и в это время. Безнадежных они наказывают сурово, еще не совсем погибшим нравственно дают шанс исправиться.
Слайд 19 В этом герое Булгаков создал очень своеобразный образ Сатаны. Это
не абсолютное зло. Воланд пришел в Москву, чтобы судить. И
важно отметить, что от него не пострадал ни один невинный человек.
Внешность Воланда очень примечательна. Он мудр, его философия крайне интересна. Можно сказать, что он не творит зла, он творит справедливость, но своими, дьявольскими способами. Именно Воланд помогает Маргарите вновь обрести Мастера в благодарность за то, что она была королевой на его балу. Он же освобождает этих героев от бремени жизни в этой реальности и награждает их покоем. Эти люди не заслужили света, поэтому Иешуа не может забрать их к себе. А покой может дать и Сатана. Воланд говорит о том, что тьма и свет неразделимы. Одно не может существовать без другого. Эти понятия взаимосвязаны. Булгаков передал образ очень мудрого и обаятельного Дьявола. Его не стоит бояться тому, у кого полностью чиста совесть.
Слайд 20Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в
особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами
все дадут!
Слайд 22 Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и
рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного
хора.
Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить).
Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце. Лишь в последнем полете Коровьев- Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – мрачным демоном, рыцарем Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.
Слайд 23Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!
Слайд 25 Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Так зовут
отрицательного героя падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и
украшения.
Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству. Именно за коварного обольстителя принимаем Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. «Совершенно разбойничья рожа!» – подумала Маргарита»
Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля. В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо … Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Слайд 26Если когда-нибудь поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай
Слайд 27Кот Бегемот
В основном появляется в обличии огромного черного кота, ходящего
на двух лапах и разговаривающего. Но временами появляется и в
человеческом обличии. Тогда это маленький толстяк, чье лицо невероятно напоминает кошачью морду. Бегемот - веселый персонаж. Булгаков отмечает, что одна из основных его функций - потешать Князя Тьмы. После преображения во время полета под лунным светом мы видим, "худенького юношу". На самом деле он был "демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".
Слайд 29Смысл действий Воланда
и его свиты
Они призваны выявить недостатки общества и
наказать людей за их грехи. Они не творят зла, они
вершат справедливость.
По ходу столкновения безобразного с дьявольской силой оказывается, что даже Воланд, Коровьев, Азазелло, кот Бегемот более привлекательны, умнее, чем те мерзавцы, хапуги и мошенники, которых они разоблачают или проделывают с ними разные фокусы.
Воланд и его свита, вопреки литературной традиции, не искушают людей, а обнажают человеческие пороки. Наказанием для людей становится пережитый ими ужас.
Слайд 31Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за
всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный
выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Делая свой собственный выбор, помните: