Слайд 1Проект
Знакомые незнакомцы
(По поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")
Слайд 2Основополагающий вопрос:
ПОЧЕМУ ГЕРОИ Н.В. ГОГОЛЯ КАЖУТСЯ НАМ "ЗНАКОМЫМИ НЕЗНАКОМЦАМИ"?
Слайд 3Цели исследовательского проекта:
Понять смысл поэмы «Мертвые души».
Разобрать образы помещиков в
произведении.
Научиться защищать проекты.
Научиться грамотно и ясно выражать свои мысли по
определенному поводу.
Слайд 4Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин.
Несомненно, что
смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в
баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов.
Слайд 5Манилов
Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен,
добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые
формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни великих, ни малых дел от Манилова и ему подобных ждать нельзя.
Гоголь разоблачил явление маниловщины, характеризующее чиновничество России. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться. Долг помещика - организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. "Маниловщина", была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю России.
Слайд 6Коробочка
Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из "тех матушек,
небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между
тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов". Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет Коробочку "дубиноголовой". Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие Коробочки очень распространены. Только в наше время эти люди превратились в жестокосердных и жадных, стремящихся к накопительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему.
Слайд 7Ноздрев
Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный
разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно
общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева- "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке
Чичикова, Ноздрев _ "человек-дрянь". Он держит себя развязно, нагло и имеет "страстишку нагадить ближнему".
Слайд 8Собакевич
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной
деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого
"омедведила" система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни - это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?
Слайд 9Плюшкин
Другим героем "Мертвых душ" является Плюшкин, как бы венчающий галерею
губернских помещиков. Именно в этом человеке мелочность, пошлость достигают предельного
выражения. Скупость и лишила Плюшкина человеческих чувств и привели его к уродству. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение - но это движение распада, тления. Как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличий.
Слайд 10Реакция общества на поэму
"Мертвые души" потрясли всю Россию", - отмечал
Герцен.
Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, реакционная
критика злобно осудили и автора, и поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но он считал своим долгом перед Россией и народом "показать, хотя с одного боку, всю Русь". Он писал: "Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой "Мертвые души".
Слайд 11"Зацепил -
поволок, сорвалось - не спрашивай»
Центральным героем поэмы является Павел
Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью,
активностью.
Вся жизнь Чичикова стала цепью
мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет громадные усилия, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам "знакомым незнакомцем",
Слайд 12Выводы:
Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам "знакомыми незнакомцами".
Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто
встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения живы, их любят, по ним воспитывают. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и посей день.
Слайд 13Литература
Н.В. Гоголь «Мертвые души» том 1, 2.
Журнал «Литература в школе»
№4 2006 год