Слайд 1«Я почитаюсь загадкою для всех,
никто не разгадает меня совершенно».
Н.В. Гоголь
К
200-летию великого русского писателя
Слайд 2Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь согласно
христианскому идеалу. «Поэзия – это незримая ступень к христианству». Писатель
видит один путь: это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нём света мало, но теплоты много». Вопрос о свете – коренной вопрос для Гоголя. «Страшна душевная чернота, и зачем видится только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами», - писал художник в «Завещании».
Тема душевной чистоты – тема «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Страшной мести», «Вия», «Записок сумасшедшего», «Мёртвых душ».
Главное для Гоголя – донести до читателя мысль о том, что полюбить людей «чёрненькими» - значит спасти их души.
Слайд 3 «Вечера на хуторе
близ Диканьки»
«Сейчас прочел «Вечера…» – они изумили
меня.
Вот настоящая веселость, искренняя,
непринужденная, без жеманства, без чопорности.
А местами
какая поэзия! Какая чувствительность!»
А.С. Пушкин
Слайд 4«Басаврюк, или Вечер накануне
Ивана Купала».
Первая повесть «Вечеров», принесшая успех
писателю. Гоголь оставляет службу и весь отдаётся литературной работе.
Слайд 5 «Майская ночь, или Утопленница» - одно
из самых лирических произведений сборника «Вечеров».
Задушевная и печальная история несчастной
панночки, поэтические отношения Левко и Ганны завораживают. В произведении тесно переплетаются несколько планов повествования: поэтический, фантастический, реальный.
Слайд 6«И через несколько минут всё уже уснуло на селе; один
только месяц плыл так же блистательно и чудно плыл в
необъятных пустынях роскошного украинского неба».
«Не бойся: никого нет.
Вечер тёпел».
Слайд 7«Что-то неизъяснимо трогательное слышалось в речи Утопленницы, и ручьи слёз
катились по её прекрасному лицу»...
Читаешь и невольно, как и
Левко, проникаешься состраданием к загубленной молодости и красоте панночки. Она ведь тоже могла быть любима и счастлива, как ясноокая Ганна, но её красота ушла на дно, и панночка несчастна и одинока.
Слайд 8«Страшная месть»
Тема греха и наказание за него. Человек и ответственность
его в борьбе со злом. В борьбе со злом человек
не должен переступать христианские заповеди. Не отвечай злом на зло.
Вот основные проблемы, поднятые Гоголем в рассказе.
Слайд 9Как победить зло?
Грех Ивана в том, что он не
простил. А Евангелие учит: прощай грешнику, обидчику, врагу своему. Иван
в борьбе со злом переступил эти заповеди и сам стал грешником.
«Борьба со злом,- считает Гоголь, – дело ответственное».
Слайд 10Повесть «Вий»
«Вий» - одно из самых противоречивых созданий
Гоголя. Реальность и фантастика, быт и символы – всё
переплелось в повести. Это философское произведение о познании мира, о жизни и смерти, о власти тёмных сил над человеческой судьбой.
язычники, двуедин. Мир без конца и без времени. Образ панночки
двуедин: это красавица – панночка и старуха – ведьма, внешняя и внутренняя личность человека. При дневном свете она красавица с пышною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Ночью она страшная, старая, костлявая, как смерть, старуха.
Хома Брут не проиграл в единоборстве с Вием. Он победил его, стал «Человекобогом», равным по силе Вию. В гибели философа и трагедия, и величие подвига. Хома–язычник, верящий в открывшийся ему мир Страха, Хаоса, но не верящий в Бога. В этом причина его гибели. А вторая причина его гибели – цена познания. Цена дерзновения – смерть. Он получил заслуженное: постиг и погиб.
Слайд 12«И долго еще определено мне чудной властью
идти об руку с
моими странными героями,
озирать всю громадно несущуюся жизнь,
озирать её сквозь видный
миру смех и незримые, невидимые ему слезы!»
Слайд 13«Я уверен сильно в том, что и добро, и зло
следует помнить вечно. Добро нужно помнить для того, что уже
одно воспоминание о нём делает нас лучшими. Зло нужно помнить для того, что с самого того дня, как оно причинено, на нас наложен неотразимый долг заплатить за него добром».
Слайд 14«Будьте светлы, ибо светло грядущее; и чем темней помрачается на
мгновенье небосклон наш, тем радостней должен быть взор наш, ибо
потемневший небосклон есть вестник светлого и торжественного прояснения».
Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих.
И. С. Тургенев.