Слайд 1Н.С.Лесков
Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и
начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его
«праведники – маленькие великие люди»
М Горький.
Слайд 2 Творческая манера Н.С.Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык
неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников XΙX
века.
Слайд 3В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и
неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не
терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.
Слайд 4Художественный мир произведений Н.С.Лескова
Фольклорные мотивы: лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры.
Сюжет
проникнут сказочными, былинными мотивами, включает народные суеверия, предания.
Документальность изображения.
Широчайшая картина
русской жизни создана в малых жанрах (повесть, рассказ)
Слайд 5Герои необычны, неожиданны и самобытны: бунтари и чудаки, праведники и
одержимые страстями злодеи, странники и изгои.
Живая русская речь, которая наиболее
ярко запечатлена в фольклорной традиции.
Слайд 6Тема урока:
Духовная
красота
человека
в повести
Н.С.Лескова
«Очарованный
странник»
Слайд 7Цели:
Раскрыть смысл названия повести «Очарованный странник»
Определить особенности и изображение русского
национального характера
Формирование:
Учебно- познавательных компетенций: самостоятельная познавательная деятельность, способы организации: целеполагание,
планирование, анализ, рефлексия, самооценка.
Информационных компетенций: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.
Коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, коллективе.
Слайд 8 Знать:
Содержание повести «Очарованный странник» .
Основные эпизоды из жизни
главного героя .
Особенности жанра «повесть».
Значение слов «праведник», «очарованный» .
Слайд 9Уметь
Анализировать, делать выводы,
обобщать.
Проводить литературное исследование.
Слайд 10 «Очарованный странник»
1873 г.
Замысел повести возник, скорее всего, во время поездки писателя в Валаамский монастырь на Ладожском озере летом 1872г.
Впечатление от поездки нашли отражение в очерке «Монастырские острова на Ладожском озере» и в І главе «Очарованного странника»
«Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» - первоначальное название повести.
Слайд 11Задания:
Определите жанр. Обоснуйте.
Как вы восприняли название повести?
Объясните значение слова «странник».
А
ОЧАРОВАННЫЙ странник?
Слайд 12Повесть – эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни ведущего
героя, характер которого раскрывается полно и разносторонне.
«Очарованный» – околдованный.
Странник –
человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.
Слайд 13Кто он, странник?
Очарованный странник в повести, кто он?
Расскажите о нем.
Каков его жизненный путь?
Слайд 14История жизни Ивана Флягина
Детство и спасение семьи графа К.
Вынужденное бегство
из дома.
Служба в няньках у офицера.
Поединок с Савакирием и татарский
плен.
Служба у князя ремонтера (ремонтер – офицер, занимающийся закупкой лошадей) и история с Грушенькой.
Солдатская служба.
Скитания и приход в монастырь.
Жизнь в монастыре.
Слайд 21Вопросы:
Кто такой праведник. Можно ли назвать героя Лескова праведником?
А как
же его грехи? Назовите их.
Так кто же он, Иван Флягин,
грешник или праведник?
Слайд 22Праведник –
У верующих – человек, который живет праведной жизнью.
Человек, ни
в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.
Слайд 23Н.С.Лесков через образ русского крепостного человека Ивана Флягина показал нравственную
и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь,
любовь к своему народу, родине, природе.
Это основные черты русского
национального характера.
Слайд 24Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и
начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его
«праведники – маленькие великие люди»
М Горький.