Слайд 1Обломов и его сущность.
Что такое обломовщина?
Истоки обломовщины.
Урок 2.
Урок литературы
в 10классе
Учитель МБОУ СОШ 17
п. Тырма
Кулыгина Е.Г.
Слайд 2В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня.
Как это связано
с образами русского фольклора?
В чем символический смысл этой сцены?
Слайд 3Сделаем промежуточный вывод:
Каким предстает перед нами Обломов в свои 32-33
года?
В нем сильны инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность,
медлительность, «русская лень».
Слайд 4Какие чувства вызывает
у вас этот герой
или
люди ,
подобные ему?
Слайд 5НО…
Русская литература получила свою мировую известность благодаря своему нравоучительному характеру.
Благодаря тому, что показав дурное, показывала хорошее, светлое, показывала пути
выхода, если не для героя, то для читателя…
Значит, не всё так однозначно в образе Обломова.
Слайд 6Повторим пройденное и подумаем, какие же черты характера раскрываются в
новых эпизодах:
Кто был в гостях у Обломова в главе 1?
Что
рассказывают гости? Как на это реагирует Обломов?
С какой целью автор вводит этих персонажей в роман?
О чем нам говорят мысли и речи Обломова?
Слайд 7Он отказывается читать современные книги. Почему?
Обломов говорит, что в них
нет жизни, т.е. нет правды, нет поучительного смысла. Что из
этого следует?
У Обломова хороший вкус к литературе, чувствительная душа, не воспринимает и не принимает пошлость, низость литературы.
Слайд 8Обломов отказывается ехать на вечера, на обеды, на встречи с
людьми. Почему?
Обломов не видит смысла в этих встречах, ибо везде
одни и те же лица, одни и те же разговоры, сплетни, интриги. А это ему не интересно и не нужно.
Кроме того, нужно одеваться по моде, в ответ приглашать к себе, тратить деньги…
Ему приятнее лежать на диване.
Слайд 9О чем же это говорит? Говорит ли это о его
необщительности, закрытости перед людьми?
Обломов общителен, готов общаться, но он не
мелкий человек: ему чужды сплетни и интриги, он требователен к своим собеседникам (они должны быть интересны, умны) и тогда сам может показать свой ум.
Видимо, те, с кем он встречается, чаще всего ему не интересны.
Автор через своего героя дает характеристику обществу сер. 19 века
Слайд 10Так как вы считаете, глуп или умен Обломов?
Слайд 11Вот что писал на этот счет Добролюбов в своей статье:
«…Ясно,
что Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств,
а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий»
Слайд 12Мы должны понять, почему Обломов такой? Где истоки его характера?
Слайд 13Автор использует прием СНА, погружая читателей в глубину души героя,
его потаённые мечты, думы, воспоминания…
Погрузимся и мы в главу 9
« Сон Обломова»
Слайд 14Анализ главы.
1. ОБЛОМОВКА.
Что из себя представляла Обломовка?
Слайд 15Обломовка- благословенный уголок земли, чудный край..
Слайд 16 ..ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей..
Слайд 17Каков уклад жизни в Обломовке?
Как проходят дни в Обломовке?
Слайд 18После обеда Обломовка превращалась в сонное царство
Слайд 20Маленький Ильюша Обломов.
Каким он был?
Слайд 23Отец Обломова тоже не без занятий, он целое утро сидит
у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что происходит во
дворе (стр 88)
Слайд 24Анализ главы.
Что было главной заботой в доме Обломовых?
Каковы развлечения взрослых?
Как
воспитывали Ильюшу? Как к нему относились окружающие его люди (родители,
слуги, няньки)?
Как развлекался?
Как Ильюша учился?
Слайд 25А ребёнок всё смотрел и всё наблюдал своим детским, ничего
не пропускающим умом..
Слайд 26Как все мальчики его возраста Ильюша был любознательный, живой,
в вечном
движении, познании мира
Слайд 27Как и почему он изменился в подростковом возрасте?
Каким
бы он мог стать, если бы рядом не было
семьи Штольца?
Слайд 28Сделаем вывод:
Что повлияло на характер Ильи Обломова?
Почему он в цвете
лет живет без целей, без действий и это его даже
не смущает?
Слайд 29Домашнее задание
Прочитать часть 2, главы 1-4.
Подготовить рассказ или слайд
презентацию об Андрее Штольце: как его воспитывали, какой характер
сформировали.
Ответить на вопрос: почему столь разные люди дружат?
Слайд 30Использованные материалы:
Роман И.А.Гончарова «Обломов»
Зинин С.А., СахаровВ.И.. «Русская литература XIX века»
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2010.
Литература
10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова. /С.А. Зинина Г.Х.Ахбарова. Т.О. Скиргайло- 4-е изд._ М.:ОО ТИД «РУССКОЕ СЛОВО»-РС», 2012
Художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (Мосфильм, 1979). 2 серии
Слайд 31Интернет-ресурсы
Портрет И.А. Гончарова - http://fb.ru/misc/i/gallery/15074/318963.jpg
Обломов (кадр из к\ф) - http://briefly.ru/static/films/x22.jpg.pagespeed.ic.o6OE1iPQLI.jpg
Иллюстрации к роману : http://library.donntu.org/exhib/obraz_gen/oid.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Oblomov-v-romane-Goncharova/0009-007-Olga-Ilinskaja.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Oblomov-v-romane-Goncharova/0005-003-Oblomov-na-divane.jpg
Сон Обломова
(кадры из к/ф) http://i.ytimg.com/vi/Er8XXtHhMZA/hqdefault.jpg
Отец Ильюши Обломова - https://img.vkino.net/images/1697/screen2.jpg
Обломовка в иллюстрации - http://www.syl.ru/article/96853/i-a-goncharov-oblomov-kratkoe-soderjanie-romana
Слайд 32Интернет-ресурсы
Для просмотра эпизодов Художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И.
Обломова» (Мосфильм, 1979). 2 серии
Режиссер - Никита Михалков.
Сценарий - Никита
Михалков, Александр Адабашьян.
В ролях: Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко,