Разделы презентаций


Образ дома в произведениях русских писателей 9 класс

Цели:- воспитывать нравственные качества: любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки, осознание ценности связи с домом, с родными, уважительное отношение к мнению других людей.- обучать аналитическому чтению текста художественного произведения,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Образ дома в произведениях
русских писателей
9 класс

Разработала учитель русского языка и

литературы МАОУ лицея №5 города Советска Калининградской области Снеткова Л.В.

Образ дома в произведенияхрусских писателей9 классРазработала учитель русского языка и литературы МАОУ лицея №5 города Советска Калининградской

Слайд 2Цели:

- воспитывать нравственные качества: любовь к родителям, чувство ответственности за

свои поступки, осознание ценности связи с домом, с родными, уважительное

отношение к мнению других людей.
- обучать аналитическому чтению текста художественного произведения, умению сравнивать, критически мыслить, делать самостоятельные выводы из прочитанного, умению работать в группах.
Цели:- воспитывать нравственные качества: любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки, осознание ценности связи с домом,

Слайд 3Формы работы на уроке:

- работа с текстами художественного произведения;
- дискуссия;
-

ответы, заранее подготовленные дома;
- творческая работа в группах.

Формы работы на уроке:- работа с текстами художественного произведения;- дискуссия;- ответы, заранее подготовленные дома;- творческая работа в

Слайд 4Ход урока.

Ситуация вызова.
- С чем у вас ассоциируется слово «дом»?

Каждая группа записывает свои ответы, затем выносим их на доску.

К этим словам обратимся в конце урока.
Объявление темы урока. Вступительное слово учителя.
Дом… Что значит это слово для каждого из нас? Что вкладывали в это понятие наши предки? Русские писатели?
Давайте попробуем сегодня ответить на эти важные для каждого из нас вопросы, ведь вся жизнь человека связана с домом.
Согласны ли вы с тем, что дом в определенном смысле является частью и продолжением своего хозяина?
Наши предки осознавали себя частью большого рода, а дом был единой его оболочкой.
Еще в наши дни слово «дом» может означать «род»( «Дом Романовых» означает российскую императорскую семью).
В древнейшие времена люди считали, что, строя общий дом (деревню, город), они творят маленький мир по примеру Бога, создавшего вселенную.
Дом в русской культуре, в русской литературе – одна из ключевых клеточек понимания мира и человека.
Во всех произведениях русской литературы мы обнаруживаем заинтересованное внимание к дому как образу русского мира и человека в нем. Российская литература рассматривает дом как ключ к характеру, к судьбе человека.
Ход урока.Ситуация вызова.- С чем у вас ассоциируется слово «дом»? Каждая группа записывает свои ответы, затем выносим

Слайд 5Переход к основной части урока.
Проверка заданий, подготовленных учащимися дома.
Учитель:
В этом

году мы познакомились с пьесой Д.И.Фонвизина «Недоросль» и обратили внимание

на некоторые сходства с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Каждая группа проанализировала, в чем состоят эти сходства и чем отличаются герои, жизненный уклад семей, изображенных в этих произведениях.
Переход к основной части урока.Проверка заданий, подготовленных учащимися дома.Учитель:В этом году мы познакомились с пьесой Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Слайд 6Ответы учащихся:
Сходство в домашнем укладе. Семьи владеют крепостными. У Митрофана

нянька Еремеевна, Савельич – дядька Петра Гринева.
Учителя, которых наняли для

детей, необразованны, неспособны научить детей чему-то путному. И Митрофан, и Петр мало задумываются о будущем.
Различия: В семье Простаковых нет понятия о чести. А в семье Гриневых?
Поэтому Митрофан, в отличие от Петра Гринева, вряд ли способен на честные поступки. Петр же прошел с честью через испытания.
Учитель: Сделайте вывод о связи судьбы человека с тем воспитанием, которое он получил дома, с атмосферой в семье.
Учитель: Каждая группа выбрала произведения, в которых описывается семейная атмосфера, обстановка в доме. Поделитесь своими наблюдениями, сделайте выводы.
Ответы учащихся:Сходство в домашнем укладе. Семьи владеют крепостными. У Митрофана нянька Еремеевна, Савельич – дядька Петра Гринева.Учителя,

Слайд 7Выступления от групп по заранее предложенным планам.
1 группа .«Капитанская дочка».
Вопросы:
-

Опишите дом Петра Гринева.
- Какую роль в судьбе героя сыграл

отец?
- Чем схожи семьи Гриневых и Мироновых?
Вариант ответа.
Повесть эту читали в 8 классе. Дом, семья – это то, что закладывает в человеке такие качества, о которых мы сами порой и не подозреваем. Так и Петр по пути на службу совершает ошибки, немало он их наделал и в Белогорской крепости.
Но самое важное – завет отца «беречь честь» - он пронесет через суровые испытания. Отец мог гордиться своим сыном: тот выстоял, когда Пугачев потребовал принять присягу, выстоял и на суде, когда сумел не втянуть в судебное разбирательство возлюбленную Машу Миронову.
Все эти качества были заложены в доме отца и матери.
2группа. «Станционный смотритель»
Вопросы:
-Проследите, как меняется дом С.Вырина в повести Пушкина.
- Почему разрушен дом = семья С.Вырина?
- Кто в этом виноват?
Выступления от групп по заранее предложенным планам.1 группа .«Капитанская дочка».Вопросы:- Опишите дом Петра Гринева.- Какую роль в

Слайд 83 группа. «Евгений Онегин»
Вопросы:
- Кабинет Евгения Онегина, описанный в романе,

– средство характеристики героя. Что узнаем нового о герое в

его доме?
- Каким увидела этот дом Татьяна?
- Повлиял ли этот визит на ее судьбу?
4 группа. «Мертвые души»
Задания:
- Проанализируйте главу, где описан дом Плюшкина.
- Докажите, что судьба хозяина и его дома неразрывно связаны.
- Ответьте на вопрос: Что говорит о жизни его жилище?
Докажите, что образ дома символичен.
3 группа. «Евгений Онегин»Вопросы:- Кабинет Евгения Онегина, описанный в романе, – средство характеристики героя. Что узнаем нового

Слайд 9Заключительная часть урока.
Учитель:
Сделаем выводы о связи судьбы человека с его

семьей, домом.
- Каким должен быть, с вашей точки зрения, идеальный

дом?
Обращаемся к записи на доске, сделанной в начале урока.
Дополняем новыми ответами.
Заключительное слово учителя или чтение ответов об идеальном доме ( в зависимости от времени).
Вариант заключительного слова.
Семья влияет на формирование личности, характера. Именно в ней человек приобретает интеллект, свой нравственный образ, привычки и традиции.
Если ребенок с детства окружен любовью, заботой, вниманием семьи, он пронесет этот оптимизм, доброту, человеколюбие через всю жизнь.
Если же в семье процветает грубость, ханжество, неуважение к окружающим, человек будет либо надломленным и слабым, либо жестоким и эгоистичным.
Думаю о значении семьи в жизни общества и прихожу к мысли о том, что, чем больше счастливых семей, тем более благополучным, счастливым оно будет.
Научиться любить человека, все живое, уважать других людей, ценить жизнь можно только в полноценной семье.
Заключительная часть урока.Учитель:Сделаем выводы о связи судьбы человека с его семьей, домом.- Каким должен быть, с вашей

Слайд 10Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем:
«Роль семьи в

жизни человека», «Каким бы я хотел(а) видеть свой дом».

Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:«Роль семьи в жизни человека», «Каким бы я хотел(а) видеть

Слайд 11Из сочинений учащихся 9 «Б» класса
Дом – это место, где

рождается новая жизнь, место, где можно отдохнуть. Дома можно услышать

теплое слово, поделиться своими проблемами, получить хороший совет.
Я считаю, что настоящая семья должна быть основана на христианской любви…
Паукштите Элина

Ту любовь, нежность и покой, которые человек получает от семьи, он пронесет через всю жизнь и подарит дому, построенному своими руками. Мой дом – моя крепость.Крепость не только как постройка, но и как защита нашего внутреннего мира.
Степнова Алена

Когда я вырасту и у меня будет семья, я буду учиться на ошибках моей мамы. Постараюсь дать ребенку все должное и даже больше (по возможности). Я буду хозяйкой домашнего очага и постараюсь создать в доме такой уют, который будет притягивать людей. Я окружу свой дом любовью…
Соловьева Аня

Встречаю я родных, любимых,
Родную маму,милый дом!
Я вижу лапу кошки милой,
Как будто машет мне рукой.
Чусов Миша

Из сочинений учащихся 9 «Б» классаДом – это место, где рождается новая жизнь, место, где можно отдохнуть.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика