Разделы презентаций


От экологии природы к экологии души

Содержание

.Формирование экологической культуры – это составная часть нравственного и эстетического воспитания, без этого не мыслится интеллигентная личность, и уроки литературы играют здесь не последнюю роль. Целью многих художественных текстов является желание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1от «экологии природы» к «экологии души»

от «экологии природы» к «экологии души»

Слайд 3.
Формирование экологической культуры – это составная часть нравственного и эстетического

воспитания, без этого не мыслится интеллигентная личность, и уроки литературы

играют здесь не последнюю роль. Целью многих художественных текстов является желание писателей и поэтов вызвать в читателе отклик на самые насущные проблемы человеческой жизни, среди которых центральное место занимают вопросы нравственности. Большое внимание при этом уделяется теме взаимоотношения человека и природы.
Литература в целом отражает и формирует взгляд на природу как на общечеловеческую ценность. Поэтому важно вызвать ответную реакцию в душах и сердцах учеников – желание задуматься над извечными проблемами бытия: кто Я? какой Я? зачем пришёл Я в этот «прекрасный и яростный мир» и что станет с ним после меня?
.Формирование экологической культуры – это составная часть нравственного и эстетического воспитания, без этого не мыслится интеллигентная личность,

Слайд 4Русские писатели о природе и человеке
“Кто не любит природу,

тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)
“Охранять природу – значит охранять родину”.

(М.Пришвин.)
“Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Паустовский.)
«Для того чтобы жить - человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок...» (Г.Х. Андерсен)

Русские писатели о природе и человеке “Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)“Охранять природу –

Слайд 5Природоохранительные традиции в русской литературе
Для первой стадии взаимоотношений человека с

природой было характерно чувство неразрывной связи между ними. Человек и

природа выступали как единое целое, подчиняющееся одним и тем же законам рождения, жизни и смерти.
Считалось, что познать природу человек должен не для того, чтобы властвовать над ней, а для наслаждения её красотой и гармонией, для того, чтобы приобщиться к гармонии мироздания.

Природоохранительные традиции в русской литературеДля первой стадии взаимоотношений человека с природой было характерно чувство неразрывной связи между

Слайд 6От Возрождения
Человек эпохи Возрождения поставил себе другую великую задачу –

покорить .
Поскольку голыми руками природу не возьмёшь, то потребовалось ещё

два века, пока человек изобрёл мощнейшее орудие разрушения природы – естественные науки. Правда, осознал и осмыслил он эту функцию науки много позже, - четыре века спустя.
Поэтому оды Ломоносова и Державина славили науку, воспевали необъятные просторы родины, её неисчислимые богатства, призывали к освоению этих природных богатств, не догадываясь, что когда-нибудь науки и производимые ею технологии начнут разрушать материал природы.
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки…
(«Ода на день восшествия на
престол императрицы Елизаветы…»)
От ВозрожденияЧеловек эпохи Возрождения поставил себе другую великую задачу – покорить .Поскольку голыми руками природу не возьмёшь,

Слайд 719 век
В литературе первой половины XIX века отношение к

природе в основном созерцательное. Пейзажи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова –

это великое мастерство. Каждый из них создавал свой собственный вариант мира и природы, её красок, звуков и настроений. Настоящим живописцем был Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса….
Эти русские пейзажи стали для Пушкина символом России. Отношение человека к природе Пушкин считает одним из главных критериев духовности. Его любимые герои понимают и ценят общение с природой: Татьяна (русская душою, / Сама не зная почему) С её холодною красою// Любила русскую зиму… («Евгений Онегин»)
19 век В литературе первой половины XIX века отношение к природе в основном созерцательное. Пейзажи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,

Слайд 8 «Царством дивным» называл природу М.Ю.Лермонтов, посвятивший ей немало стихов

поэтических строк.

«Царством дивным» называл природу М.Ю.Лермонтов, посвятивший ей немало стихов поэтических строк.

Слайд 9Вторая половина 19 века
Идея тождества человека и природы «пронизывает» всю

лирику Ф. Тютчева и
А. Фета. Сельский психологический пейзаж часто

встречается в произведениях Тургенева. Описание природы в «Записках охотника» производит сильное впечатление. Л.Н.Толстой видит в природе начало вечной жизни. Небо Аустерлица в «Войне и мире» - символ мудрости и космического покоя.

Вторая половина 19 векаИдея тождества человека и природы «пронизывает» всю лирику Ф. Тютчева и А. Фета. Сельский

Слайд 10 Сегодня мы можем представить природу в прошлом только благодаря

пленительным пейзажам наших классиков.
Было бы неверным сказать, что между природой

и человеком существовала полная гармония и наши классики воспевали только всё гармоническое. . Так, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» человек предстаёт как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель: По корням упругим топор застучал,//И пали без жизни питомцы столетий…А завершается стихотворение и вовсе страшной картиной «И ныне всё дико и пусто кругом…» Это закономерный итог вражды человека с природой. И в этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его.

Сегодня мы можем представить природу в прошлом только благодаря пленительным пейзажам наших классиков.Было бы неверным сказать,

Слайд 11Литература 20 века
Тема взаимоотношений человека с миром природы ( Л.Андреев

«Кусака», Ю.М.Нагибин «Старая черепаха», А.Я.Яшин «Кулик», «Покормите птиц зимой» и

др.) помогает понять простую истину: не только мир существует для тебя, но и ты для мира, необходимо полное осознание бережного отношения ко всему живому.

Литература 20 векаТема взаимоотношений человека с миром природы ( Л.Андреев «Кусака», Ю.М.Нагибин «Старая черепаха», А.Я.Яшин «Кулик», «Покормите

Слайд 12Восстановим гармонию между человеком и природой!
Ко всем урокам, посвящённым теме

природы в художественном произведении, подходят бессмертные слова М.М.Пришвина: «Я понимаю

природу как зеркало души человека. И птице, и дереву, и облаку, и траве только человек даёт свой образ и смысл. Ибо если из природы уйдут птицы и звери, и бабочки, и растения, то уйдёт поэзия, уйдём и мы»
Восстановим гармонию между человеком и природой!Ко всем урокам, посвящённым теме природы в художественном произведении, подходят бессмертные слова

Слайд 13Р.Рождественский . «В музее естествознания»
До теперешней нашей Земли, До ее дождей

и метелей Бронтозавры не доползли, Птеродактили не долетели.
Это – личная их беда, За

нее никто не в ответе. Заблудились, пошли не туда. Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит, Ветвь – направо и ветвь – налево. Человек разумный сидит На вершине этого древа.
Он – мыслитель. Он хмурит лоб. Человека идея гложет: Хочет что-то придумать, чтоб Самого себя уничтожить.
Он подпер подбородок рукой – Вождь прогресса, краса и гордость... Он – придумает! Он – такой! Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!
А над ним проносится век. Повороты. Круговороты... Да неужто и человек – Тупиковая ветвь природы?!

Р.Рождественский . «В музее естествознания»До теперешней нашей Земли, До ее дождей и метелей Бронтозавры не доползли, Птеродактили

Слайд 14Прости, Земля, прости, прости, прости.
Мы, люди, так тебя обидели.
Груз совести

за это нам нести.
На многое смотрели и... не видели
Внимательно прочтите

это четверостишие, найдите в нем ключевые слова. Какое понятие они объединяют?
- Как вы понимаете, что такое “нравственность»?
Выводы.
Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь.

Сформулируйте проблемы, поставленные в стихотворении и следующем четверостишии:

Прости, Земля, прости, прости, прости.Мы, люди, так тебя обидели.Груз совести за это нам нести.На многое смотрели и...

Слайд 15Нравственный критерий современных авторов во многом связан с жизнью природы

и определяется отношением к ней.
В художественных произведениях и публицистических выступлениях

писателей всё чаще стала звучать тревога по поводу и нравственных, и экономических потерь, к которым приводит научно-технический прогресс
А. Твардовский одним из первых обратил внимание на диалектику взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидеть отдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде:
В природе шагу не ступить
Чтоб тотчас, так ли сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг.

Нравственный критерий современных авторов во многом связан с жизнью природы и определяется отношением к ней.В художественных произведениях

Слайд 16Роман «Русский лес» открыл «художественную» экологию
Ощущение тревоги за судьбу русского

леса усиливается от сцены к сцене, картины утрат, которые несёт

человек в результате гибели природы, рисуются суровыми красками: «Лес является единственным, куда по доброте и коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека, чтобы он осуществил здесь тот справедливый плановый порядок, которого она сама осуществить не может»
Роман «Русский лес» открыл «художественную» экологиюОщущение тревоги за судьбу русского леса усиливается от сцены к сцене, картины

Слайд 17В 50-60-е годы тема природы стала не только современной –

она стала насущной, требующей не просто эстетического восприятия, а необходимых

решений, практических действий.

Тема взаимоотношений человека с природой – важнейшая в стихах Николая Рыленкова. Глубокой убеждённостью звучат его строки:
Борьба с природой? Нет, мне страшно слушать это.
Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать,
Она отдаст нам всё: - Бери, но не уродуй!
Философское осмысление проблемы «Человек и природа» можно отметить в стихах Владимира Солоухина «Жить на земле», «Как выпить солнце». В них звучат тревожные ноты, поэт как будто предупреждает: «В узел связаны нити. Не оборвите!..» ˂16˃
В эти же годы С .Викулов размышляет в своих стихах о возрастающей грозной опасности для всего живого вокруг нас. Характерны названия его стихотворений: «Монолог природы», «Земля», «Когда-то здесь гуляли дрофы», «Мёртвый лес» и др.

В 50-60-е годы тема природы стала не только современной – она стала насущной, требующей не просто эстетического

Слайд 18 В 70-е годы тревога звучит в стихах Михаила Дудина
Автор

обращается к современникам с горьким и суровым словом предостережения: «Мы

быстро утратили корни И песен великий запас…», «Мы губили океан и землю И жжём, как лампу, небеса»; «Посмотришь – кровь по жилам стынет: Как это сделать мы могли, Многоэтажные пустыни Из нашей царственной Земли…»
Страстным призывом к современникам звучат строки поэта Станислава Куняева:
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.˂15˃

В 70-е годы тревога звучит в стихах Михаила ДудинаАвтор обращается к современникам с горьким и суровым

Слайд 19 Будущее Земли в руках людей !
Поэты призывают людей остановиться,

оглянуться и увидеть, что они сделали с природой, ведь дальше

так жить нельзя.
Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные
Сотрёшь ли, человек?
 
 


Будущее Земли в руках людей !Поэты призывают людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с

Слайд 20Безнравственное отношение к природе разрушает самого человека, нравственное - обогащает
Если

экология – это наука об условиях существования всего живого в

мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом «экологии души» является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, экология мира начинается с « экологии души». Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет « грязной «душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.
Высокая нравственность и духовность, основанные на общечеловеческих ценностях ,– самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему
Безнравственное отношение к природе разрушает самого человека, нравственное - обогащаетЕсли экология – это наука об условиях существования

Слайд 21Цель уроков литературы, посвящённых пейзажу в в художественном произведении, -

опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни на планете

Земля стремительно уменьшается по вине человека, сформировать у учащихся убеждение, что литература не осталась в стороне от экологических проблем,
Цель уроков литературы, посвящённых пейзажу в в художественном произведении, - опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие

Слайд 22Выводы
Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом,

он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне

этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души  человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.

ВыводыИтак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика