Разделы презентаций


Пастернак и Мандельштам

Содержание

Он родился в семье, где все любили друг друга. Революция разметала семью. Посещать родителей за границей стало невозможно. Переписка становилась всё сложнее. Когда поэт умирал, сестре так долго оформляли визу, что

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Борис Леонидович Пастернак 1890 – 1960 «Зимняя ночь» Осип Эмильевич Мандельштам 1891 – 1938 «Век»

Борис Леонидович Пастернак 1890 – 1960 «Зимняя ночь»   Осип Эмильевич Мандельштам 1891 – 1938

Слайд 2Он родился в семье, где все любили друг друга. Революция

разметала семью. Посещать родителей за границей стало невозможно. Переписка становилась

всё сложнее. Когда поэт умирал, сестре так долго оформляли визу, что прибыла она после его смерти.
Революцией Пастернак обольщался, как его доктор Живаго, один день. Дальше он видел только кровь, погромы, “флотский блёв”.
Долгие годы поэт жил под дамокловым мечом. Бухарин на съезде писателей выдвинул Пастернака на роль “первого поэта”. С арестом Бухарина Пастернак жил под страхом расправы. Потом он отказался подписывать “расстрельные письма” (одобрение расстрелов) — и они с женой стали ждать ареста. Он дружил с Пильняком — Пильняка расстреляли. Он дружил с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили — машина репрессий уничтожила их. Он был близок с Цветаевой и преклонялся перед её талантом. Цветаева повесилась. Он полюбил Ольгу Ивинскую — и за это её с дочерью поместили в тюрьму.
В 1932 году он пытался покончить с собой, потому что “вдруг увидел банкротство всей своей жизни, никем не понятой”.
Друзья предавали. Асеев, соратник по ЛЕФу, громил Пастернака за индивидуализм. Когда горел дом его друга Федина, Пастернак первым бросился его тушить. А в дни, когда партия вместе с писателями возжигала костёр, чтобы предать поэта аутодафе, Федин оказался одним из главных обличителей. “Я пропал, как зверь в загоне”, — написал Пастернак в стихотворении «Нобелевская премия». Писательское сообщество дружно проголосовало за исключение двурушника и предателя из ССП.
Перед смертью он сказал: “Вся жизнь была только единоборством с царствующей пошлостью за свободный, играющий человеческий талант”.


Он родился в семье, где все любили друг друга. Революция разметала семью. Посещать родителей за границей стало

Слайд 4Борис Пастернак ЗИМНЯЯ НОЧЬ

Борис Пастернак  ЗИМНЯЯ НОЧЬ

Слайд 6Первый, верхний, уровень - идейно-образный(идеи и эмоции, образы и мотивы)
Тема-
любовь.
Образ-
Внешний

мир суетлив, жесток, бесцветен. В нём легко пропасть, исчезнуть. Он

с лёгкостью поглотит всё чуждое, несвойственное.
Дом, быт. Здесь мило и уютно
Эмоции-.
Внутренний же мир лирического героя стихотворения представить довольно трудно. О нём почти ничего не сказано, он дан отдельными штрихами. Мы можем лишь догадываться о чувствах, владеющих душой лирического героя
Идея-
противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения
где зло? где добро? что лучше, а что хуже? Как найти ответы на эти вопросы? Как не растеряться? Единственной соломинкой, единственным ориентиром в пространстве является символическая “свеча” – оплот веры и надежды. Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от самого героя.


Первый, верхний, уровень - идейно-образный(идеи и эмоции, образы и мотивы)Тема-любовь.Образ-Внешний мир суетлив, жесток, бесцветен. В нём легко

Слайд 7Второй уровень, средний, - стилистический (лексика, синтаксис)
Лексика- нейтральная
Тропы-
символ (свеча-символ надежды;Жар,

огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна
сравнение: снег=мошкара,воск=

слёзы
...И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.
Мы видим явное несоответствие: соблазн, являющийся исключительной прерогативой сатаны, сравнивается с ангелом, символом чистоты и непорочности. Выделенное слово “крестообразно” – символ христианства – опять, словно в насмешку, приписывается пороку
Олицетворение:«метель лепила», «хлопья слетались»;
Фигуры речи-
приём антитезы(антитеза огня и льда),
Рефрен(Свеча горела на столе, Свеча горела.)




Второй уровень, средний, - стилистический (лексика, синтаксис)Лексика- нейтральнаяТропы- символ (свеча-символ надежды;Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но

Слайд 8Третий уровень, нижний, - фонический, звуковой
Размер-
Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”,

по словам В.Ходасевича, более всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха.

Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный... Но посмотрим на вторую и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы. Строки укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена, обращает на себя внимание.
Рифма-.
К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно. Используемые приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости эмоциональному настрою стихотворения.
Способ рифмовки-
перекрёстная
Звукопись- приём аллитерации(е-л) придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность


Третий уровень, нижний, - фонический, звуковойРазмер-Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В.Ходасевича, более всего отражающим сильную

Слайд 9Композиция кольцевая..
. Последняя строфа повторяет первую:
Мело весь месяц в феврале, И

то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Последние две строки совпадают,

но не первые. Обратим на них внимание. В первой строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью. Это подчёркивается повтором: “мело, мело...” В последней строфе уже поставлены чёткие временные рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды
Композиция кольцевая... Последняя строфа повторяет первую:Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на

Слайд 10О.Мандельштам. Век.

О.Мандельштам. Век.

Слайд 12Логический ряд
Эмоциональный ряд
Век
Двух столетий
Земные вещи
Новых дней
Волна
Век земли
Жизнь
Новый мир
дней
Гадюка
Почки
Зелени побег
Земных

вещей
Берег морей
Зверь
Кровью склеит
Позвонки
Кровь-строительница
Хлещет горлом
Захребетник
Тварь
Нежный хрящ ребёнка
Век младенческий
Как ягнёнка
Темя жизни
Узловые дней

колена
Флейтою связать
Человеческой тоской
Мерой века золотой
Разбит позвоночник
Бессмысленной улыбкой
Жесток и слаб
Горящей рыбой
Смертельный ушиб

Логический рядЭмоциональный рядВекДвух столетийЗемные вещиНовых днейВолнаВек землиЖизньНовый мир днейГадюкаПочкиЗелени побегЗемных вещейБерег морейЗверьКровью склеитПозвонкиКровь-строительницаХлещет горломЗахребетникТварьНежный хрящ ребёнкаВек младенческийКак

Слайд 13Жанр-
лирическое стихотворение(разговор со временем наедине).

Жанр-лирическое стихотворение(разговор со временем наедине).

Слайд 14Первый, верхний, уровень - идейно-образный(идеи и эмоции, образы и мотивы)
Тема-
тема

разрыва эпох
Образ-
образ жестокого и кровавого времени; образ крови-строительницы (традиционно кровь

– гибель, разрушение, кровь века должна вернуться в его артерии и вены, а не хлестать из горла); образ сетки птичьей, опутавшей всё и всех.
Эмоции-
боль, отчаяние, опасения ,предчувствия.
Идея-
век представляется поэту зверем, потому что для этого времени были характерны надчеловечность, стихийность, неуправляемость событий, сумевшие сломать хребет налаженного бытия, но неспособные самостоятельно взрастить новое существо.
Спасение в искусстве, поэзии («узловатых дней колена нужно флейтою связать»).
Век неизлечим, ушиб смертелен, но поэт должен сделать все, чтобы устранить, восстановить утраченную «связь времен».
Первый, верхний, уровень - идейно-образный(идеи и эмоции, образы и мотивы)Тема-тема разрыва эпохОбраз-образ жестокого и кровавого времени; образ

Слайд 15Второй уровень, средний, - стилистический (лексика, синтаксис)
Лексика-
разговорная, просторечная лексика: хлещет, захребетник,

хрящ, хребет; век-зверь с разбитым позвоночником символизирует разрыв «двух столетий»+высокая(мещет)-противоречивость.
Тропы-
эпитеты(век

«жесток и слаб» - не только жертва, но и хищник, виновник собственной гибели («следы своих же лап»)
Сравнения(век-зверь: вихрь революции, сметающий всё на своём пути, ломает звериный хребет, и на пороге новых дней оказывается раненый зверь, который бывает намного опаснее здорового)
метафоры
Фигуры речи-
Повтор (Кровь-строительница хлещет Горлом из земных вещей; льётся,льётся)
Инверсия(И еще набухнут почки, Брызнет зелени побег, Но разбит твой позвоночник, )
Анафора (Чтобы вырвать век из плена, Чтобы новый мир начать, )
Синтаксис-
Обращения(век мой-сопричастность), один?, одно !
Второй уровень, средний, - стилистический (лексика, синтаксис)Лексика-разговорная, просторечная лексика: хлещет, захребетник, хрящ, хребет; век-зверь с разбитым позвоночником

Слайд 16Третий уровень, нижний, - фонический, звуковой
Размер-
четырёхстопный хорей с пиррихием(хореем написаны 

многие стихотворения, исполненные грустных раздумий, их интонация неторопливая).
Рифма-
мужская и

женская
Способ рифмовки-
перекрёстная
Звукопись-Р,Л(Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки? )-рычащие и плавные –противоречивость.
Ч,Ш,Щ,С-жалкий,больной зверь


Третий уровень, нижний, - фонический, звуковойРазмер-четырёхстопный хорей с пиррихием(хореем написаны  многие стихотворения, исполненные грустных раздумий, их интонация

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика