Слайд 1ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ
ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА
ТУРГЕНЕВА
«ОТЦЫ И ДЕТИ»
Работа выполнена ученицей 10
класса
Кожариной Дарьей
МКОУ «СОШ №5 города Ершова
Саратовской области
Руководитель: Степанова В.Г. –
учитель
русского языка и литературы
Молодежный Форум «Саратовский государственный аграрный
университет им. Н.И.Вавилова – открытая экспериментальная
площадка для творческой молодежи Саратовской области»
Слайд 2Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель, поэт, переводчик;
член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка
и словесности 1860 года. Является общепризнанным классиком мировой литературы. Наряду
с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Толстым, Чеховым входит в плеяду лучших писателей «Золотого века» русской словесности.
Дата рождения — 09.11.1818
Дата смерти — 22.08.1883
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
Слайд 3«Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», -
признавался Тургенев в статье о «Записках ружейного охотника».
Слайд 4Из всех произведений И.С. Тургенева для рассмотрения описания природы (пейзажа)
я беру роман «Отцы и дети». Моя задача – рассмотреть
в этом произведении как, когда и с какой целью появляется пейзаж (описание природы) в романе?
Этим вопросом занимались такие исследователи как Г. Курляндская, А.Г. Цейтлин, П.Г. Пустовойт, Ю.В. Лебедев.
Слайд 5
Исследователь П.Г. Пустовойт замечает
«тонкий художник, обладающий даром необыкновенной наблюдательности,
умеющий замечать «торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет
себе затылок на краю лужи».
Слайд 6«небольшие леса, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми
плотинами, деревеньки с низкими избёнками под темными, часто до половины
размётанными крышами, покривившиеся молотильные сарайчики с зевающими воротцами возле опустелых гумен».
Слайд 7«мужики встречаются все обтерханные на плохих клячонках; исхудалые, шершавые, словно
обглоданные, коровы жадно щиплют траву по канавам; церкви, то кирпичные,
с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами».
Слайд 8«словно нищие в лохмотьях стоят придорожные ракиты, и среди весеннего
красного дня встает белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её
морозами, метелями и снегами».
Слайд 9Лебедев Ю.В. отмечает: «В романе «Отцы и дети» настойчиво звучит
тревожная мысль Тургенева. Он видит, что сама история идет навстречу
молодости. В России всё меняется, страна переживает время смутное и неопределенное, когда старое, по Тургеневу, подвергается переоценке, а новое теряется в далёких горизонтах будущего».
Слайд 10«Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и
лоснилось под тихим дыханием ветерка, - всё - деревня, кусты,
травы; повсюду нескончаемыми звонками струйками заливались жаворонки…»
Слайд 11По мнению Г. Курляндской, «В одиннадцатой главе романа «Отцы и
дети» Тургенев создает объективно-описательный пейзаж наступающего вечера, при чем точное
описание конкретных особенностей природы сочетается с анализом психологического персонажа».
Слайд 12«…Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в
полверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через
неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошади по темной узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром, что ехал в тени; приятно – отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу, и пробиваясь сквозь чащу…»
Слайд 13Почему же Тургенев после отрицания Базаровым природы дает этот удивительно
прекрасный пейзаж? Каково отношение Тургенева к заявлению Базарова: «Природа не
храм, а мастерская, а человек в нём работник»?
Слайд 14Лебедев Ю.В. отмечает: «Если человек хочет быть работником в мастерской
природы, он должен считаться с тем, что природа на высших
её уровнях – храм, а не мастерская».
Слайд 15«Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на
бледно – ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и
травах, блистала серебром на паутинах; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».
Слайд 16Отблеск трагической смерти лежит на последних страницах романа.
Слайд 17Так бессмертные любовь и поэзия, поддержавшие Базарова во время трагической
гибели, обещают ему теперь жизнь бесконечную. Восхищаясь финалом романа, Герцен
писал Тургеневу: «Реквием на конце – с дальним апрошем к бессмертию души - хорош…»
Слайд 18Пейзажи Тургенева очень живописны, они представляют собой реальный мир среднерусской
природы. Его пейзажи отличаются резко выраженной эмоциональной тональностью, которая создаётся
соотнесенностью с живой человеческой жизнью. Описания природы никогда не изолированы и не бывают замкнутыми. Объективно-описательные пейзажи Тургенева, всегда внутренне психологичны. Даже эти пейзажи несут на себе эмоциональный отблеск писателя, который постоянно рисовал идеальные движения души, порожденные острым ощущением красоты жизни.
Малое количество пейзажей в романе Тургенева «Отцы и дети» обусловлено самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играл философский и политический диалог.
Слайд 19Курляндская Г. «Метод и стиль Тургенева-романтиста».
Лебедев Ю.В. «Роман И.С. Тургенева
«Отцы и дети», М., 1982 год.
Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева
«Отцы и дети», М., 1964 год.
Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1963 год.
Цейтлин А.Г. «Мастерство Тургенева-романиста» М., 1958 год.
Жданов М.И. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении» Л., 1972 год.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА