Слайд 7Расскажите о Петербурге, используя данный материал
Анафора «люблю» становится своеобразным рефреном.
Многочисленные
олицетворения одушевляют мир Петербурга, делают его живым: «задумчивых ночей», «спящие
громады», «заря … спешит».
Неожиданные эпитеты часто рождают оксюмороны, соединяя, казалось бы, несоединимые понятия: «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», «воинственную живость», «однообразную красивость».
Антитезы («недвижный» - «бег», «сумрак» - «блеск», «тьму ночную» - «золотые небеса», «девичьи лица» - «пирушки холостой») не ведут к разделению, противоположные начала бытия дополняют, уравновешивают друг друга, рождая гармонию. Автор использует перифразу («Петра творенье», «военная столица»), метафору
(«говор балов», «шипенье … бокалов», «твердыни дым и гром»).
Город Поэта насыщен светом, яркими красками («прозрачный», «блеск», «светла», «золотые», «ярче роз», «голубой», «сиянье», «синий») и звуками («шум», «говор», «шипенье», «гром»; аллитерация п, ш, ч, с). На смену «громадам дворцов и башен» приходят «громады пустынных улиц» - мир вновь обретает пространство.
Пушкин создаёт свой Город, в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение, частная человеческая жизнь и история, стихия природы и творчество.
Слайд 9Ресурсы
Литература. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.
Ч.2/ В.Я. Коровина. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
– 303с.
Уроки литературы в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. —М. : Просвещение, 2009.— 383 с.
Анализ произведений русской литературы: 7 класс / Н.А. Миронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 223, [1] с.
http://yandex.ru/images