Слайд 1Поэзия – прекрасная страна
Урок внеклассного чтения по литературе в 5
классе провела учитель русского языка и литературы Лисицина Т.А.
Слайд 2Цель: -познакомить учащихся с русскими поэтами, создающими стихи о красоте
родной природы;
- знакомство с теорией литературы;
- как чувства помогают понять
стихи поэтов.
Слайд 3 Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в
прекрасную страну Поэзии. Вы должны увидеть и почувствовать красоту этой
страны и познакомиться с теми, кто создает эту красоту. Для этого нужно настроить себя, запастись терпением, чуткостью. Напрячь свои душевные силы
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.
Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.
(С.Маршак)
Мы должны превратиться в художников-читателей, чтобы окунуться в творческую атмосферу
поэтов, художников, композиторов. В этом нам поможет музыка Антонио Вивальди «Времена года»( «Зима»). Войдите в мир музыки, почувствуйте ее красоту. (30 секунд слушаем музыку, затем чтение стихов под музыку)
Слайд 6 Два текста
Читает ученик:
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и
вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми
коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А.С.Пушкин)
Слайд 7Читает учитель:
«Наступила уже настоящая зима. Земля
была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка.
Даже голые березы, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом»
(Д. Мамин-Сибиряк)
Слайд 8Вопросы:
Тема этих текстов? (Зима)
Что общего в приведенных отрывках? (Настроение)
Каким настроением
они проникнуты? (Бодрым, радостным. «Рады мы проказам матушки зимы»; «Да,
чудно, хорошо было кругом».)
В чем различие текстов? (Один текст прозаический, другой – стихотворный, т. е. есть рифма и ритм)
Слайд 9На доске плакаты с определением поэтических терминов.
РИТМ – чередование каких-либо
элементов (звуковых, речевых), происходящее с определенной последовательностью.
РИФМА – созвучие концов
стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.
Слайд 10Для чего нужны стихи, если все можно сказать прозой? (А
для чего нужны цветы? Для красоты!)
Хорошо, когда человек понимает красоту цветов, музыки, живописи, поэзии. Хорошо, когда умеет чувствовать
• Послушаем стихотворение Н.Матвеевой «Кораблик».
Представим то, о чем говорится в стихотворении. (Учитель читает стихотворение)
Слайд 11Жил кораблик веселый и стройный:
Над волнами, как сокол, парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою
себя пропитал,
Сам оделся и в дуб и в металл,
Сам повел себя в рейс —
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.
Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.
Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Все ль на месте, —
Все записывал, все проверял.
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда.
Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам —
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.
Слайд 12Что бы вы нарисовали, прослушав это стихотворение? (Дети рисуют устно)
Какие
бы краски использовали и почему? (Светлые, яркие, т.к. таково настроение
этого стихотворения).
Детям было дано задание нарисовать рисунки к этому стихотворению.
• Рассмотрим ваши рисунки. Какой самый удачный? Почему вы так считаете?
Обратимся к тексту
Слайд 13На кого похож кораблик в стихотворении? Приведите в подтверждение своих
слов примеры из текста. (Кораблик похож на шаловливого и любознательного
ребенка: «веселый и стройный», «шумел парусами», «не боялся нигде ничего», «корчил рожи», «все записывал, все проверял», «о чем-то мечтал».)
Найдите строки «все, что видел, на мачты мотал». Каким устойчивым выражением можно заменить? (Мотать на ус – запомнить. Это фразеологический оборот)
Кого напоминают вулканы? (Стариков. «Поводили седыми бровями»)
Такой литературный прием, когда неживые предметы, явления природы изображаются в виде живых существ, называется олицетворением.
Слайд 14В рассказе о встрече кораблика с другими кораблями попробуем заменить
глагол «посудачат» другими словами, близкими по значению, но так, чтобы
ритм не изменился. (Поболтают, потолкуют)
Прочитать последние строчки. Какое слово повторяется? Какая мысль звучит? («Сам»; герой стихотворения в действии, в поиске взрослеет, познает мир и хочет сам отвечать за свои поступки, за себя, за свою жизнь).
Обратите внимание:
Лиризм – эмоциональная окрашенность. Поэтическая взволнованность, задушевность.
Все это проникает в человека через восприятие, чувственность.
Слайд 15Физминутка
Вы, наверное, устали?
Настало время отдыхать.
Предлагаю усталость
Физкультминуткою снять.
Слайд 16Вы не раз видели ландыш. Опишите этот цветок. На что
он похож? (Дети описывают. Показать рисунок)
А теперь послушаем, как его
описывает поэт (Звучит стихотворение Маршака «Ландыш»)
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
Слайд 17Какими словами поэт рисует ландыш? (Жемчужины, бубенчики, колокольчики весны, горький
цветок; ландыш сравнивается с ребенком, рожденным природой)
На
доске несколько репродукций с пейзажами Левитана.
Чем пейзажи Маршака схожи с пейзажами Левитана? (Поэта сближает с художником умение видеть красоту не в роскошных, праздничных видах, а в скромной природе с ее поэзией и теплом. Свет в пейзажах Маршака, как и в картинах Левитана не резкий, тон светлый, ясный. Стихи утверждают торжество жизни, полны доброты, мудрости, чувства прекрасного.)
Слайд 18
По небу голубому
Проехал грохот грома.
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По
всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
Слайд 19
Стихотворение озорное, веселое.
Вслушайтесь в его звучание и определите,
как сочетанием звуков, их повторением поэт передает грохот грома и
стук дождевых капель? (Сочетание звуков «гр» передает грохот грома, повторение предлога «по» передает стук дождя)
Вы почувствовали это? Как будто на мгновение мы попали под этот дождь летним днем.
Слайд 20
Поэзия близка не только живописи, но и музыке,
где звук играет главную роль. Очень многие стихи разных поэтов
стали песнями, романсами. Т.Петрова – замечательная исполнительница песен на стихи Николая Рубцова, известного русского поэта. Проникновенно, чувственно исполняется песня. Голос зовет, и мы погружаемся в чувственную волну.
-Какие чувства вызывает у вас эта мелодия? («Зимний вечер»; светлая печаль, как будто что-то уходит, щемящая тоска)
Слайд 21 А теперь попробуем сами сочинить. Мы читали стихотворение
о ландыше, слушали, как работают поэты, создавая стихи.
-Попробуйте сочинить несколько
строчек о розе.
-Трудно? А вот в программу Лицея, где учился А.С.Пушкин, включали упражнения как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли.
Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал:
- Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами.
«Господа» призадумались. Лишь один только Пушкин вмиг сочинил и подал профессору стихотворение, которое всех восхитило.
Слайд 22Чтение учителем стихотворения «Роза»
РОЗА
Где наша роза,
Друзья
мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Вот жизни младость,
Не повтори:
Так вянет радость,
В душе скажи;
Прости, жалею…
Слайд 23 Можно ли научиться писать стихи? Посмотрим, как это
делает герой сказки Носова Незнайка.
Инсценирование отрывка из сказки.
Незнайка. Слушай, Цветик,
научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
Цветик. Ау тебя способности есть?
Незнайка. Конечно, есть. Я очень способный.
Ц в е т и к. Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?
Незнайка. Нет, не знаю.
Цветик. Рифма — это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка - шутка, коржик — моржик. Понял?
Незнайка. Понял.
Цветик. Ну, скажи рифму на слово «палка».
Незнайка. Селедка.
Цветик. Какая же это рифма: палка — селедка. Никакой рифмы нет в этих словах.
Слайд 24Незнайка. Почему нет? Они же оканчиваются одинаково.
Цветик. Этого мало. Надо,
чтобы слова были похожи, так чтобы получилось складно. Вот послушай:
палка — галка, печка — свечка, книжка — шишка.
Незнайка. Понял, понял! Палка — галка, печка — свечка, книжка — шишка! Вот здорово.
Ц в е т и к. Ну, придумай рифму на слово «пакля».
Незнайка. Шмакля!
Цветик. Какая шмакля! Разве есть такое слово?
Незнайка. А разве, нету?
Цветик. Конечно, нет.
Н е з н а й к а, Ну, тогда рвакля.
Ц в е т и к. Что это за рвакля такая?
Незнайка. Ну, когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля.
Цветик. Врешь ты все. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
Незнайка. А если я не могу подобрать другого слова?
Цветик. Значит, у тебя нет способностей к поэзии. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.
Незнайка, Неужели это так просто?
Цветик. Конечно, просто. Главное — это способности иметь.
Слайд 25
А теперь послушайте стихи известного поэта Цветика из
сказки Носова по поводу полета воздушного шара:
Огромный шар, надутый паром,
Поднялся в воздух он недаром.
Наш коротышка хоть не птица,
Летать он все-таки годится.
И все доступно уж, эхма!
Теперь для нашего ума!
— Понравились ли вам эти стихи? (Значит, может быть и ритм, и рифма, а стихотворение не получится.)
— Что еще нужно, чтобы получились хорошие стихи? (Умение чувствовать прекрасное, передавать свои мысли и настроение. Нужен талант.)
Читать и понимать стихи необходимо. Потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым должен быть не только писатель, но и читатель. Обращаемся к словам С.Я.Маршака
«О талантливом читателе»...
—
Слайд 26-Чему вас научил сегодняшний урок?
-Что вы узнали на нем нового?
-Какие
чувства вы унесете с сегодняшнего урока, побывав в прекрасной стране
Поэзии?
Слайд 27Домашнее задание. Оценю вашу работу после домашнего творчества. Опишите в
стихах или в прозе розу.
Слайд 28Литература
Н.Носов «Приключение Незнайка и его друзей» (отрывок)
Т.Петрова
А.С.Пушкин «Роза»
А.С.Пушкин «Зима»
(отрывок)
Д.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» (отрывок)
С.Маршак «Ландыш»
Н.Матвеевой «Кораблик».