Слайд 1Поэзия В.Я. Брюсова (1873-1924)
Подготовил: учитель русского языка и литературы МКОУ
муниципального Новохоперского района Воронежской области «Ильменская ООШ»
Слайд 3И. Анненский «Среди миров…»
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я
повторяю имя…
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я
томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с ней не надо света.
Слайд 4В.Я. Брюсов (1873-1924)
В. Я.Брюсов родился в московской купеческой семье. Его
литературная деятельность началась в 1890-х годах; вместе с Н. Минским, Д. Мережковским,
3. Гиппиус, К. Бальмонтом. Валерий Брюсов стал одним из зачинателей русского символизма. В 1894-1895 гг. он подготовил и издал три сборника «Русские символисты», где поместил преимущественно свои собственные оригинальные и переводные стихотворения.
Эти стихотворения, а также вошедшие в сборники «Chefs d′oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это — я», 1887) относятся к раннему периоду творчества поэта; для них характерны идеи отстранения от жизни, культ красоты, эстетизм, а в области формы — импрессионизм, подражание западным символистам.
Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение характера поэзии Брюсова. Его сборники этого периода — «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906) и «Все напевы» (1909) — отличаются повышенной социальной активностью автора, приветствующего разрушительный вихрь революции. Однако действительные цели и задачи революции были ему чужды.
Слайд 5 Для В. Я. Брюсова символизм был только
литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства,
чтобы лучше выразить мир современника.
Слайд 6Особенности поэтики В. Я. Брюсова
Первая особенность: Образ
мечты предстает в различных образах: беспредельность; прекрасная женщина, муза; нечто
сказочное, необычное экзотичной формы.
неизвестное, невозможное
мечта
невозможность осуществить наяву
творческая энергия
«греза искусства»
Слайд 7«Сонет к форме»
Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так
бриллиант не виден нам пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так
образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
Слайд 8Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
цветок
контур запах
видимый мир невидимый мир
связь миров
Слайд 9Так бриллиант не виден нам пока
Под гранями не оживет в
алмазе.
Алмаз
бриллиант
до обработки после обработки
Слайд 10Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом
века
В отточенной и завершенной фразе.
Слайд 11И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и
до света,
Нашли себе желанные черты.
СЛОВО
ФАНТАЗИИ
МЕЧТЫ СВЕТ
Слайд 12Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью
сонета,
И буквами спокойной красоты!
поэт
фантазии сонет
форма
алмаз бриллиант
ювелир
Слайд 13 Вторая особенность: Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару,
творчеству он поклонялся как божеству.
Слайд 14«Юному поэту»
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три
завета
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй:
никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Слайд 15Третья особенность: Брюсов требовал право поэта на свободу: «Поэт вне
общественной, философской, религиозной борьбы».
(«Ключи тайн» статья-манифест, 1904
г.)
Слайд 16Четвертая особенность: история в поэзии Брюсова для раскрытия творческой личности.
Слайд 17Пятая особенность: Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне
апокалиптической гибели.
Слайд 18«Сухие листья»
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром
кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Трепещут сучья
под тусклым ветром,
Сухие листья под тусклым ветром,
Что говорят нам, что шепчут, что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!
Меж черных сучье синее небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как бедно небу земли не жаль.
Сухие листья шуршат о смерти:
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья, - чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!
Слайд 19Задания по творчеству В. Я. Брюсова.
1. К какому поэтическому направлению
принадлежал В.Я. Брюсов?
2. Что, с точки зрения Брюсова, являлось
задачей символизма?
3. Каковы взгляды Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды?
4. Какое название носит статья-манифест В.Я. Брюсова
А. «Ключи Марии»
Б. «Тяжелые сны»
В. «Ключи тайн»
Г. «Творчество»
5. перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова.
Слайд 20Домашнее задание.
1. Проанализировать дома стихотворение «Кинжал»
2. Познакомиться со статьей
в учебнике о биографии К. Д. Бальмонта.