Разделы презентаций


Презентация ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ РУССКИЙ ЯЗЫК

Содержание

ЦЕЛЬ УРОКА : Учить последовательному постижению смысла художественного произведения;Формировать навык понимания текста;Развивать навыки работы с текстом.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок- практикум «ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Учитель русского языка и

литературы
МБОУ СОШ № 16 г.Пятигорска
Гончарова Ирина Ивановна

Урок- практикум «ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА :
Учить последовательному постижению смысла художественного произведения;
Формировать

навык понимания текста;
Развивать навыки работы с текстом.

ЦЕЛЬ УРОКА : Учить последовательному постижению

Слайд 3СТРУКТУРА УРОКА
1. Организация внимания.
2. Фронтальная беседа о жизни и творчестве

И.С.Тургенева.
3. Работа над стихотворением:
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Знакомство с циклом «Стихотворения

в прозе».
Отличие художественного текста от «нехудожественного» материала.
Определение изобразительных средств, стилистических приемов и фигур, используемых в стихотворении.
4. Прослушивание записей мастеров художественного слова.
5. Подведение итога урока.
6. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
СТРУКТУРА УРОКА1. Организация внимания.2. Фронтальная беседа о жизни и творчестве И.С.Тургенева.3. Работа над стихотворением:Выразительное чтение стихотворения учителем.Знакомство

Слайд 4 Последние произведения И.С.Тургенева, а именно
к их

числу и относится цикл «Стихотворения в прозе»
(1877 -1883), полны

раздумий о судьбах родины, о
быстротечности человеческой жизни, о связи разума и
природы.
«Стихотворения в прозе» - лирические
произведения. Создавая их, Тургенев использовал все
интонационное богатство, ритмическую гибкость,
музыкальность – одним словом, все свойства русского
языка, которые позволяют, не прибегая к размеру и
рифме, выразить все душевные движения, напрямую
обратиться к миру чувств читателя.
Жанровая специфика цикла - отсутствие рифмы и
размера, от белых стихов его отличает отсутствие
строчного размера и изменяющийся ритм.

Последние произведения И.С.Тургенева, а именно к их числу и относится цикл «Стихотворения в прозе»

Слайд 5 Многие стихотворения родились как результат
художественной обработки

«нехудожественного
материала»: фрагментов из писем, устных рассказов,
воспоминаний.
Задание 1.

Сравните предлагаемые тексты и определите,
что отличает художественное произведение от
материала, легшего в его основу.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ

Многие стихотворения родились как результат художественной обработки «нехудожественного материала»: фрагментов из писем, устных рассказов,

Слайд 6Говорили о России, об ее положении в Европе, об ее


будущности, о тех, кто скептически относился к ее
судьбам.
Я, может

быть, сомневался бы в них, но язык? Куда денут
скептики наш гибкий, чарующий язык? Поверьте, господа,
народ, у которого такой язык, - народ великий.»

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СОБЕСЕДНИКА И.С. ТУРГЕНЕВА

ИЗ СТАТЬИ

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот
клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками… Берегите чистоту языка как святыню…

Говорили о России, об ее положении в Европе, об ее будущности, о тех, кто скептически относился к

Слайд 7 ИЗ БЕСЕДЫ
…Я верю, что у народа,

выработавшего такой язык, должно
быть прекрасное будущее. Он удивительно хорош

по своей
честной простоте и свободной силе.

ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей
Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не
впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но
нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

ИЗ БЕСЕДЫ   …Я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее.

Слайд 8 Основная мысль стихотворения проста:
родной язык – это

то единственное, что дает автору
веру в народ и его будущее.
Задание

2.
Посмотрите, с помощью каких художественных
средств выражена основная мысль?
Подумайте, почему автор употребляет не один
эпитет, а несколько подряд? Как называется такой
прием?
Какой прием использует автор в названии цикла
«Стихотворения в прозе»?

Основная мысль стихотворения проста: родной язык – это то единственное, что дает авторуверу в народ

Слайд 9 Метафора – вид тропа, в котором отдельные слова сближаются

по сходству и контрасту.
Например, поддержка и опора
Эпитет

– слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества или признаки. Например, могучий, свободный, правдивый, великий.
Метафора – вид тропа, в котором отдельные слова сближаются по сходству и контрасту. Например, поддержка и

Слайд 10 Задание 3.
Найдите в тексте стихотворения

обращение. К кому обращается автор? Зачем перед обращением употреблена частица

о?
Прочитайте второе предложение.
В конце стоит вопросительный знак, а по смыслу требует ли такой вопрос ответа? Как называется такой стилистический прием?

Задание 3.    Найдите в тексте стихотворения обращение. К кому обращается автор? Зачем перед

Слайд 11ФИГУРА – это обороты речи, средства художественной выразительности, способствующие восприятию

образа, «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи

тона и степени его настроения слушателю»
ФИГУРА – это обороты речи, средства художественной выразительности, способствующие восприятию образа,  «служат выражением эмоционального движения

Слайд 12СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ И.С. ТУРГЕНЕВЫМ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
-
частный случай
синтаксического
повтора
ГРАДАЦИЯ
-
вид
перечисления,
когда между
членами ряда


возникают
отношения,
усиливающие
или
ослабляющие
тот или иной
признак.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ И.С. ТУРГЕНЕВЫМПЕРЕЧИСЛЕНИЯ - частный случайсинтаксическогоповтораГРАДАЦИЯ-вид перечисления,когда междучленами ряда возникаютотношения,усиливающие илиослабляющие тот или инойпризнак.

Слайд 13Задание 4.
Определите, какое настроение и
каким образом стремится автор
передать

читателю?
Для этого обратитесь к ряду эпитетов
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ,ПРАВДИВЫЙ И
СВОБОДНЫЙ

и определите: по принципу
перечисления или градации они построены?

Задание 4.  Определите, какое настроение икаким образом стремится авторпередать читателю?  Для этого обратитесь к ряду

Слайд 14 В стихотворении «Русский язык» И.С.Тургенев использовал

еще один
художественный

прием:
автор не договаривает мысль до конца.
Этот прием является и синтаксическим
и лексическим одновременно,
это прием УМОЛЧАНИЯ.

В стихотворении «Русский язык» И.С.Тургенев использовал еще один

Слайд 15 В «Стихотворениях в прозе» автор ставит и


решает самые сложные и разнообразные социальные,
нравственные и эстетические проблемы.

Задание 5.

Определите, какая мысль «не выговорена»
автором до конца?
Как связаны между собой по смыслу
первое и последнее предложение?
В «Стихотворениях в прозе» автор ставит и решает самые сложные и разнообразные социальные,нравственные и

Слайд 16 Редактор журнала «Вестник Европы»,
известный литератор М.М. Стасюлевич
отмечал, что

«Русский язык»
величиною «ровно в пять строк, но это
золотые строки, в

которых сказано
более, чем в ином трактате;
с такой любовью мог бы Паганини
отозваться о своей скрипке».
Редактор журнала «Вестник Европы»,известный литератор М.М. Стасюлевичотмечал, что «Русский язык»величиною «ровно в пять строк, но

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика