Слайд 1И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по очерку «Бежин луг».
Слайд 3Цель урока:
обучающая: разнообразие и выразительность картин природы в рассказе.
Изобразительно-выразительные средства (олицетворение, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении;
показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя;
развивающая: развитие устной речи (художественный пересказ);
воспитательная: внимательное и бережное отношение к природе: слышать и видеть прекрасное вокруг себя и уметь рассказать об этом.
Слайд 4-Через что раскрывается основная тема очерка «Бежин луг»?
Природа и человек
портрет
пейзаж
Выразительные
средства языка : эпитеты, сравнение, метафоры, олицетворение
былички
Слайд 5Рефлексия
-Что я знаю о жизни и творчестве И.С. Тургенева?
-Что я
узнал нового на уроке?
Слайд 6Рассказ о писателе (интервью)
Село Спасское - Лутовиново — «колыбель Тургенева»
- один из самых привлекательных уголков средней России. Оно лежит
среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами, в двенадцати верстах от города Мценска, уездного города Орловской губернии.
Тут узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц…
Слайд 9Тургенев на охоте.
Главное увлечение Тургенева – охота, рыбалка, любовь к
родным местам
Слайд 10Что такое очерк?
Очерк – разновидность малой формы эпической
литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и
людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк? Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.
Слайд 11Замысел рассказа – август- сентябрь 1850 года:
Из дневника:
«Описать, как
мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь.»
«Бежин луг» был написан
в
Петербурге в начале 1851 года,
и феврале появился на
страницах журнала «Современник»
Слайд 12 Главная тема рассказа «Бежин луг» — человек и природа.
«Лучшие герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы…Они и
есть часть природы, неразрывно связаны с ней. Природа загадочна, таинственна. Она умеет быть доброй и мстить…Счастье - в единении с ней , в ощущении себя частицей бесконечного целого природы»
Г.Курляндская.
Слайд 13Словарь.
Портрет –
изображение внешности героя(лица, фигуры, одежды, мимики,
жестов). Помогает понять социальное положение героя, его характер
Пейзаж - картина
природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.
Слайд 14В.Е. Маковский «Ночное»(1879г.): Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.
Слайд 15Краткая характеристика художника.
Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920) – русский
художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873),
действительный член петербургской Академии Художеств (1893). Брат художника К.Е.Маковского.
Конкурсная картина "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей", законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.
Слайд 16Сравнительная характеристика : картина и текст Тургенева.
Сходство:
Различие:
Слайд 17Сравнительная характеристика : картина и текст Тургенева.
Сходство: картина В.Е.Маковского "Ночное"совпадает
по теме с рассказом Тургенева "Бежин луг", но не является
прямой иллюстрацией ;
фигура мальчика, что-то рассказывающего, слушатели-подростки, захваченные интересным рассказом, фон картины – раннее летнее утро до восхода солнца, фигуры пасущихся вдали лошадей – все это тургеневские черты; они вызывают в памяти зрителей пейзажи и характеристики мальчиков из "Бежина луга".
Различие: у Тургенева пять мальчиков, на картине - семь и одна девочка; на картине нет костра; отсутствует фигура охотника.
Слайд 18Портретные характеристики:
Федя
Павлуша
Илюша
Костя
Ваня
Слайд 19Чтобы коротать время, дети рассказывают разного рода былички.
- Что
такое былички?
- Какие былички они рассказывают?
Слайд 20Россказни, предания, поверья, былички…
- Чем отличаются значение этих близких слов?
Слайд 21Былички- повествование о фантастических событиях, в котором рассказчик считает себя
участником событий. В быличку он свято верит именно как живой
свидетель или как соучастник.
Слово «предание» звучит торжественно и очень книжно;
слово «россказни» несет оттенок некого недоверия;
слово «поверья» наиболее удачно для обозначения всех историй, которые рассказали ребята у костра.
Слайд 22Былички -
фольклорный жанр — рассказ о якобы происшедшем в действительности
чудесном событии (о мнимых столкновениях с домовыми, лешими, чертями, колдунами, одним
словом, с представителями темной, нечистой силы)
Быличка про Домового
Быличка про Русалочку
Быличка про Ермила
Быличка про барина
Быличка про Тришку
Быличка про Лешего
Быличка про Водяного и Акулину
Слайд 23Проба пера.
Описать человека, который рассказывал быличку, сфотографировать;
Духи русской мифологии (описать);
Записать
былички;
Нарисовать иллюстрации к рассказанным быличкам.
Слайд 24Результат «Пробы пера»: журнал «Преданья старины глубокой».Былички шелаевских бабушек.
Журнал
«Преданья старины
глубокой»
Слайд 25В номере:
1.Домовой- добрый домашний дух.
2.Леший – добрый дух леса.
3.Водяной –
злой дух воды.
4.Русалки- служанки водяного.
5.Былички шелаевских бабушек:
*образ сказительницы Богданович
З.В. ;
* образ сказительницы Аношенко А.Г.;
* образ сказительницы Мотыко В.Н.;
6.Былички бабушкиных дочек:
*образ сказительницы Васильевой Н.И.;
* образ сказительницы Бахар Т.М.;
* образ сказительницы Борисенко Л.М.
7.Юные исследователи.
Слайд 27Пейзаж
Прекрасный июльский день
Ночной пейзаж
Второй ночной пейзаж
Слайд 28Выразительные средства языка.
Сравнение - образное выражение, в котором одно явление,
предмет, лицо уподобляется другому. По каким признакам искать сравнение?
Скорее всего,
мы обнаружим сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ. Например, взлетел как птица.
Слайд 29Выразительные средства языка.
Метафора - перенесение свойств одного предмета (явления или
грани бытия) на другой по принципу их сходства, другими словами,
это скрытое сравнение, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует.
По каким признакам искать метафору? Метафора основана на переносном значении слова и уподоблении двух явлений.
Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
Слайд 30Выразительные средства языка.
Эпитет - определение, прилагаемое к названию предмета для
большей образности (лит.).
По каким признакам искать эпитет?
Мы помним, что определения
в русском языке преимущественно выражаются именами прилагательными (отвечают на вопрос какой?). Кроме того, такое определение должно быть образным. Это значит, что прилагательное, скорее всего, будет употреблено в переносном значении. Определения типа "деревянный" стол или "кирпичный" дом эпитетами являться не будут.
Слайд 31Выразительные средства языка.
Олицетворение - состоит в том, что неодушевленным предметам
приписываются свойства и признаки одушевленных, например спит трава.
По каким
признакам искать олицетворение?
Скорее всего, это глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы.
Слайд 32Примеры выразительных средств языка, которые использует Тургенев в описании картин
природы
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо
лучезарное», «играющие лучи», «могучее светило»…
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо»,
Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем»,
«хлынули играющие лучи»….
Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
Слайд 33Вывод:
Рассказ не случайно и начинается и завершается описанием картин природы.
Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных
сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека.
Пейзаж выполняет разные задачи в произведении – он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему.
Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая и мёртвая сила, враждебная человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность.
Слайд 43Домашнее задание.
1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание
) или рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
Описание его внешнего
вида (цитаты из текста);
История, которую рассказал герой;
Ваше отношение к герою.
2. Выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.
Слайд 44Итог урока.
- Понравился ли вам рассказ Тургенева?
- Что нового
вы узнали на уроке?
-На каком этапе урока было трудно?
-В какой
момент урока было интересно?
-Что не понравилось в уроке?
Слайд 45Поведение итогов и выставление
оценок.
Перед вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте
честны и принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего
урока, не забудьте индивидуальную подготовку дома.