Слайд 1Литературное чтение
Урок 24
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема: Н. Сладков. «Почему ноябрь пегий?».
Цель: учить пересказывать с
опорой слова; вырабатывать технику чтения; учить выразительному чтению, чтению по
ролям, развивать и обогащать речь учащихся; воспитывать наблюдательность, любовь к природе.
Слайд 3
Осенние приметы
Осень подразделяют на подсезоны:
1 сентября — 23 сентября: начало
осени.
24 сентября — 14 октября: золотая осень.
15 октября — 22
октября: глубокая осень.
23 октября — 26 ноября: предзимье.
27 ноября — 30 ноября: первозимье.
Слайд 4У осени есть и другие названия: «Осенины», «Мокропогодье».
Слайд 5В старину осень встречали трижды:
В Семен-день 14 сентября (1 сентября
по старому стилю) — день памяти Симеона Столпника — Семена
Летопроводца;
На рождество Богородицы 21 сентября (8 сентября по старому стилю) — праздник женщин и женских работ.
На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю).
В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября.
Слайд 6Пословицы и поговорки про осень
В осеннее ненастье семь погод на
дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу
метет..
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
В ноябре снег надует — хлеба прибудет.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!
День прозевал — урожай потерял.
Слайд 7Теплая осень — к долгой зиме.
Осенью серенько утро, так жди
красного денька.
Много желудей на дубу в сентябре — к лютой
зиме.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета.
Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.
Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу — то поздняя.
В октябре гром — зима бесснежная.
Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
Дмитриев день (8 ноября) — зима уж лезет на плетень. Если в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
Если много кизила — будет холодная зима.
Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.
Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студенной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя буде
Слайд 8Загадки:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не
касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(Осень)
Слайд 9Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
Осенний лист
Слайд 10Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться
мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук
да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
дождь
Слайд 11Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Слайд 12Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите
наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)
Слайд 13Сколько у осени месяцев?
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь.
Слайд 14Чтение учителем сказки Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий?».
Лексическая работа по
учебнику.
Какие слова, выражения вам непонятны?
Слайд 15Работа по учебнику.
Прочитать понравившиеся отрывки, стихотворения.
Слайд 17Итог урока:
Беседа.
Какие произведения читали на уроке?
Кто их авторы?
Что нового узнали
на уроке?
Что особенно вам запомнилось?