Слайд 1Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Петербург Достоевского».
Слайд 2Цели: способствовать формированию понимания учащимися недопустимости существования страшного мира, описанного
в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», невозможности человеческой жизни
в подобных условиях; способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки происходящего в Петербурге – городе контрастов; показать авторские приёмы создания образа Петербурга – соучастника преступления; раскрыть художественную функцию пейзажа, интерьера, сцен уличной жизни, их роль в реализации общего замысла Достоевского;
актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; вызвать интерес к творчеству писателя; вырабатывать активную жизненную позицию. Расширять кругозор. Прививать любовь к классической русской литературе.
Слайд 3Задачи: помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским,
понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и его
героев; показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860–х годов;
подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;
продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение, развивать умение составлять план, развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление.
Слайд 4Оборудование:
Оборудование.
Интерактивная доска, презентация «Петербург Ф.М.Достоевского», фильм «Ленинград» (изображения соборов: Зимний
дворец, Казанский собор, Смольный собор, Никольский Морской собор, Исаакиевский собор).
Аудиозаписи с музыкальным сопровождением. Фрагмент фильма «Преступление и наказание». Иллюстрационный материал, раздаточный материал (таблицы, схемы…).
Слайд 5Санкт – латинское «святой»,
Петер – греческое «камень, скала», «бург»
– немецкое «замок, крепость»
Слайд 6- О каком городе мы будем сегодня говорить с вами?
Слайд 7Открываем дверь в Петербург Достоевского…
Просмотр видеофрагмента фильма по роману Ф.
М. Достоевского «Преступление и наказание» режиссера Д. Светозарова.
Слайд 8- Обратите внимание на эпиграфы.
Каким видит Петербург Жуковский и
каким он предстает у Пушкина?
Слайд 9Эпиграфы к уроку:
Романы Достоевского представляют
собой самое страшное обвинение,
брошенное в лицо буржуазному обществу:
истинный убийца, губитель человеческих
душ – это ты!
Р. Люксембург.
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
С.Я. Маршак.
Слайд 10 О Петербург, проклятый Петербург,
Здесь, право, нельзя иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит!
В.А. Жуковский.
Город пышный,
город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин.
Слайд 11- На каком приеме строит свое описание Петербурга Пушкин ?
Слайд 12Историческая справка.
- В 1703 году Пётр1 заложил в устье
Невы город Санкт-Петербург
(рассказ сопровождается слайдами).
Это один из красивейших городов мира.
Его улицы, проспекты, площади , набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих.. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В городе много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость , Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.
Слайд 18Петербург хiх века
Петербург недаром называют музеем под открытым небом –
в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров нескольких эпох. Барокко,
ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от ХVIII века до современности.
Роман «Преступление и наказание» был напечатан в 1866 году. Архитектура Петербурга ХIХ века уникальна. Здесь сочетается барокко и классицизм.
Слайд 19Барокко – странный, причудливый.
Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности.
Главные украшения:
карнизы, окна и лепнина всяческих форм. Позолота.
Классицизм – образцовый.
Обращение к
античному наследию как к идеальному образцу.
Характерны строгие, четкие формы с колоннадами, арками, скульптурами.
Основные направления в архитектуре
Слайд 20Собор Смольного монастыря
Зимний дворец
Никольский Морской собор
Казанский собор
Исаакиевский собор
КЛАССИЦИЗМ
БАРОККО
БАРОККО
БАРОККО
КЛАССИЦИЗМ
Особенности
архитеркуры
Слайд 21 Задание на интерактивной доске.
В КАКОМ СТИЛЕ ПОСТРОЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗДАНИЯ
Петербурга?
(Барокко. Классицизм).
Слайд 22Петербург в живописи.
Ульянов «Весной на окраине Петербурга»
Волков
«Сенная площадь»
«У питейного
дома»
Неизвестный художник
В.Перов «Утопленница»
Слайд 23 слово учителя по теме урока.
Петербург не раз становился действующим
лицом русской художественной литературы. Город – это своеобразная каменная книга,
способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков. Зачитать эпиграф - строки из стихотворения С.Я. Маршака. Мы побываем сегодня в Петербурге Достоевского, попытаемся представить себе картины города, воспроизведённые великим писателем, проникнемся эмоциями писателя и его героев – это цели нашего урока. А тема – «Петербург Достоевского».
Слайд 24
Представление исследовательских работ учащихся.
А) Петербург Пушкина.
Б) Петербург Гоголя.
В)
Петербург Некрасова.
Слайд 28Петербург в русской литературе ХVIII - XIX в.
Слайд 29Вернемся к эпиграфу урока.
У Пушкина образ Петербурга строится на
приеме антитезы. А есть ли у Достоевского «другой» Петербург? Внимательный
читатель, шагая дорогами Достоевского, открывает для себя два самых разных города.
Слайд 30Работа над текстом романа.
1. Пейзажи. Найдите и зачитайте пейзажные картины,
рисующие Петербург в разное время дня. Какие краски преобладают? Вывод.
2.
Судьба семьи Мармеладовых. Ученик даёт краткий пересказ истории семьи Мармеладовых. Вывод.
3. Уличные сцены.
4. Интерьеры. Вывод.
Слайд 31Петербург Достоевского
Городской пейзаж
Сцены уличной жизни
Интерьеры
Слайд 32* Пейзаж (франц.) – местность;
вид изображения какой-либо местности;
в живописи
и графике – основной предмет изображения – природа.
В городском пейзаже
изображаются виды городов или архитектурных комплексов.
* Интерьер (франц.) – внутренний;
в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании.
Слайд 33Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни.
Вывод: реальность и фантастика
– всё сплелось в Петербурге, который Свидригайлов называл «городом полусумасшедших».
В этом фантастическом образе города, враждебному человеку и природе, воплощён образ писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормального современного ему общества.
Слайд 34Мечта о городе прекрасном.
Но живёт в душе писателя и его
героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта
о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармоничного общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает о городе ином.
Слайд 35Работа в группах.
Составление плана к теме «Петербург Достоевского».
1. Психологический
характер городского пейзажа в романе.
2. Уличные сцены. Многообразие петербургских типов.
3.
«Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят».
4. Реальность и бред в квартирах петербургской жизни.
5. Мечта о прекрасном городе.
Слайд 36Заключительное слово учителя.
Может быть, рисуя свой страшный город, Достоевский понимал,
что его Петербург не останется в памяти людей только страшным,
только мучительным, потому что всегда будет жив и Петербург пушкинский, грозящий стихийными бедствиями, подчиняющийся только воле своего великого создателя «на звонко скачущем коне», и всё-таки радостный. Светлый город, где «девичьи лица ярче роз», где радует «Невы державное теченье», облик которого вселяет гордость, потому что он – «Петра творенье». И ясны спящие громады.
Слайд 37Самостоятельная работа.
Запишите вывод в тетрадь, продолжив фразу, «Петербург Достоевского –
это…»
Слайд 38Петербург - город контрастов.
Пышность и серость, богатство и нищета
сочетаются в этом городе.
Петербург – главный герой произведения, символ страшного
мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.»
Вывод:
Слайд 39Экскурсия по современному
Санкт-Петербургу.
Слайд 40Современный Петербург – музей под открытым небом
Слайд 44
Домашнее задание.
Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:
1. Трущобы Достоевского.
2. Прогулка по Петербургу Достоевского.
3. Почему Петербург Достоевского жёлтый?
4. Тему сформулируйте сами.