Разделы презентаций


Презентация к уроку литературы в 10 классе "Петербург Достоевского"

Содержание

Цели: способствовать формированию понимания учащимися недопустимости существования страшного мира, описанного в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», невозможности человеческой жизни в подобных условиях; способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки происходящего

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок литературы в 10 классе. Тема: «Петербург Достоевского».

Урок литературы в 10 классе. Тема: «Петербург Достоевского».

Слайд 2Цели: способствовать формированию понимания учащимися недопустимости существования страшного мира, описанного

в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», невозможности человеческой жизни

в подобных условиях; способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки происходящего в Петербурге – городе контрастов; показать авторские приёмы создания образа Петербурга – соучастника преступления; раскрыть художественную функцию пейзажа, интерьера, сцен уличной жизни, их роль в реализации общего замысла Достоевского; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; вызвать интерес к творчеству писателя; вырабатывать активную жизненную позицию. Расширять кругозор. Прививать любовь к классической русской литературе.
Цели: способствовать формированию понимания учащимися недопустимости существования страшного мира, описанного в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,

Слайд 3Задачи: помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским,

понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и его

героев; показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860–х годов; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение, развивать умение составлять план, развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление.
Задачи: помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться эмоциями

Слайд 4Оборудование:
Оборудование.
Интерактивная доска, презентация «Петербург Ф.М.Достоевского», фильм «Ленинград» (изображения соборов: Зимний

дворец, Казанский собор, Смольный собор, Никольский Морской собор, Исаакиевский собор).

Аудиозаписи с музыкальным сопровождением. Фрагмент фильма «Преступление и наказание». Иллюстрационный материал, раздаточный материал (таблицы, схемы…).
Оборудование:Оборудование.Интерактивная доска, презентация «Петербург Ф.М.Достоевского», фильм «Ленинград» (изображения соборов: Зимний дворец, Казанский собор, Смольный собор, Никольский Морской

Слайд 5Санкт – латинское «святой», Петер – греческое «камень, скала», «бург»

– немецкое «замок, крепость»

Санкт – латинское «святой»,  Петер – греческое «камень, скала», «бург» – немецкое «замок, крепость»

Слайд 6- О каком городе мы будем сегодня говорить с вами?

- О каком городе мы будем сегодня говорить с вами?

Слайд 7Открываем дверь в Петербург Достоевского…


Просмотр видеофрагмента фильма по роману Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание» режиссера Д. Светозарова.

Открываем дверь в Петербург Достоевского…Просмотр видеофрагмента фильма по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» режиссера Д.

Слайд 8- Обратите внимание на эпиграфы. Каким видит Петербург Жуковский и

каким он предстает у Пушкина?

- Обратите внимание на эпиграфы.  Каким видит Петербург Жуковский и каким он предстает у Пушкина?

Слайд 9Эпиграфы к уроку:

Романы Достоевского представляют
собой самое страшное обвинение,
брошенное в лицо буржуазному обществу:
истинный убийца, губитель человеческих
душ – это ты!
Р. Люксембург.


Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
С.Я. Маршак.
Эпиграфы к уроку:

Слайд 10 О Петербург, проклятый Петербург, Здесь, право, нельзя иметь души!

Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский. Город пышный,

город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит… А.С. Пушкин.
О Петербург, проклятый Петербург,  Здесь, право, нельзя иметь души!  Здешняя жизнь давит меня и

Слайд 11- На каком приеме строит свое описание Петербурга Пушкин ?

- На каком приеме строит свое описание Петербурга Пушкин ?

Слайд 12Историческая справка.
- В 1703 году Пётр1 заложил в устье

Невы город Санкт-Петербург (рассказ сопровождается слайдами). Это один из красивейших городов мира.

Его улицы, проспекты, площади , набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих.. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В городе много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость , Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города. Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.
Историческая справка. - В 1703 году Пётр1 заложил в устье Невы город Санкт-Петербург (рассказ сопровождается слайдами). Это

Слайд 13Дворцовая площадь

Дворцовая площадь

Слайд 14Дворцовый мост

Дворцовый мост

Слайд 15Мариинский театр

Мариинский театр

Слайд 16Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Слайд 17Адмиралтейство

Адмиралтейство

Слайд 18Петербург хiх века
Петербург недаром называют музеем под открытым небом –

в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров нескольких эпох. Барокко,

ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от ХVIII века до современности.

Роман «Преступление и наказание» был напечатан в 1866 году. Архитектура Петербурга ХIХ века уникальна. Здесь сочетается барокко и классицизм.
Петербург хiх векаПетербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров

Слайд 19Барокко – странный, причудливый.
Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности.
Главные украшения:

карнизы, окна и лепнина всяческих форм. Позолота.
Классицизм – образцовый.
Обращение к

античному наследию как к идеальному образцу.
Характерны строгие, четкие формы с колоннадами, арками, скульптурами.

Основные направления в архитектуре

Барокко – странный, причудливый.Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности.Главные украшения: карнизы, окна и лепнина всяческих форм. Позолота.Классицизм

Слайд 20Собор Смольного монастыря
Зимний дворец
Никольский Морской собор
Казанский собор
Исаакиевский собор
КЛАССИЦИЗМ
БАРОККО
БАРОККО
БАРОККО
КЛАССИЦИЗМ
Особенности
архитеркуры

Собор Смольного монастыряЗимний дворецНикольский Морской соборКазанский соборИсаакиевский соборКЛАССИЦИЗМ БАРОККОБАРОККОБАРОККОКЛАССИЦИЗМОсобенностиархитеркуры

Слайд 21 Задание на интерактивной доске. В КАКОМ СТИЛЕ ПОСТРОЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗДАНИЯ

Петербурга? (Барокко. Классицизм).

Задание на интерактивной доске.  В КАКОМ СТИЛЕ ПОСТРОЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗДАНИЯ Петербурга? (Барокко. Классицизм).

Слайд 22Петербург в живописи.
Ульянов «Весной на окраине Петербурга»
Волков «Сенная площадь»
«У питейного

дома» Неизвестный художник
В.Перов «Утопленница»

Петербург в живописи.Ульянов «Весной на окраине Петербурга»Волков  «Сенная площадь»«У питейного дома»  Неизвестный художникВ.Перов «Утопленница»

Слайд 23 слово учителя по теме урока.
Петербург не раз становился действующим

лицом русской художественной литературы. Город – это своеобразная каменная книга,

способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков. Зачитать эпиграф - строки из стихотворения С.Я. Маршака. Мы побываем сегодня в Петербурге Достоевского, попытаемся представить себе картины города, воспроизведённые великим писателем, проникнемся эмоциями писателя и его героев – это цели нашего урока. А тема – «Петербург Достоевского».

слово учителя по теме урока.Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город – это

Слайд 24 Представление исследовательских работ учащихся. А) Петербург Пушкина. Б) Петербург Гоголя. В)

Петербург Некрасова.

Представление исследовательских работ учащихся.  А) Петербург Пушкина.  Б) Петербург Гоголя.

Слайд 25Петербург Пушкина

Петербург Пушкина

Слайд 26Петербург Гоголя

Петербург Гоголя

Слайд 27Петербург Некрасова

Петербург Некрасова

Слайд 28Петербург в русской литературе ХVIII - XIX в.

Петербург в русской литературе ХVIII - XIX в.

Слайд 29Вернемся к эпиграфу урока.
У Пушкина образ Петербурга строится на

приеме антитезы. А есть ли у Достоевского «другой» Петербург? Внимательный

читатель, шагая дорогами Достоевского, открывает для себя два самых разных города.
Вернемся к эпиграфу урока. У Пушкина образ Петербурга строится на приеме антитезы. А есть ли у Достоевского

Слайд 30Работа над текстом романа.
1. Пейзажи. Найдите и зачитайте пейзажные картины,

рисующие Петербург в разное время дня. Какие краски преобладают? Вывод.
2.

Судьба семьи Мармеладовых. Ученик даёт краткий пересказ истории семьи Мармеладовых. Вывод.
3. Уличные сцены.
4. Интерьеры. Вывод.

Работа над текстом романа.1. Пейзажи. Найдите и зачитайте пейзажные картины, рисующие Петербург в разное время дня. Какие

Слайд 31Петербург Достоевского
Городской пейзаж
Сцены уличной жизни
Интерьеры

Петербург Достоевского Городской пейзажСцены уличной жизниИнтерьеры

Слайд 32* Пейзаж (франц.) – местность;
вид изображения какой-либо местности;
в живописи

и графике – основной предмет изображения – природа.

В городском пейзаже

изображаются виды городов или архитектурных комплексов.

* Интерьер (франц.) – внутренний;
в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании.
* Пейзаж (франц.) – местность;вид изображения какой-либо местности; в живописи и графике – основной предмет изображения –

Слайд 33Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни.
Вывод: реальность и фантастика

– всё сплелось в Петербурге, который Свидригайлов называл «городом полусумасшедших».

В этом фантастическом образе города, враждебному человеку и природе, воплощён образ писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормального современного ему общества.
Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни.Вывод: реальность и фантастика – всё сплелось в Петербурге, который Свидригайлов

Слайд 34Мечта о городе прекрасном.
Но живёт в душе писателя и его

героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта

о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармоничного общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает о городе ином.
Мечта о городе прекрасном.Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом

Слайд 35Работа в группах.
Составление плана к теме «Петербург Достоевского».
1. Психологический

характер городского пейзажа в романе.
2. Уличные сцены. Многообразие петербургских типов.
3.

«Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят».
4. Реальность и бред в квартирах петербургской жизни.
5. Мечта о прекрасном городе.
Работа в группах. Составление плана к теме «Петербург Достоевского».1. Психологический характер городского пейзажа в 	романе.2. Уличные сцены.

Слайд 36Заключительное слово учителя.
Может быть, рисуя свой страшный город, Достоевский понимал,

что его Петербург не останется в памяти людей только страшным,

только мучительным, потому что всегда будет жив и Петербург пушкинский, грозящий стихийными бедствиями, подчиняющийся только воле своего великого создателя «на звонко скачущем коне», и всё-таки радостный. Светлый город, где «девичьи лица ярче роз», где радует «Невы державное теченье», облик которого вселяет гордость, потому что он – «Петра творенье». И ясны спящие громады.
Заключительное слово учителя.Может быть, рисуя свой страшный город, Достоевский понимал, что его Петербург не останется в памяти

Слайд 37Самостоятельная работа.
Запишите вывод в тетрадь, продолжив фразу, «Петербург Достоевского –

это…»

Самостоятельная работа.Запишите вывод в тетрадь, продолжив фразу, «Петербург Достоевского – это…»

Слайд 38Петербург - город контрастов.
Пышность и серость, богатство и нищета

сочетаются в этом городе.
Петербург – главный герой произведения, символ страшного

мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.»

Вывод:

Петербург - город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.Петербург – главный герой

Слайд 39Экскурсия по современному Санкт-Петербургу.

Экскурсия по современному  Санкт-Петербургу.

Слайд 40Современный Петербург – музей под открытым небом

Современный Петербург – музей под открытым небом

Слайд 44
Домашнее задание.

Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:

1. Трущобы Достоевского. 2. Прогулка по Петербургу Достоевского.

3. Почему Петербург Достоевского жёлтый?
4. Тему сформулируйте сами.

Домашнее задание.Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:    1. Трущобы Достоевского.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика