Слайд 1История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Автор: Ефимова В.А.,
учитель русского языка
и литературы
Июльская школа
Воткинский район
Слайд 2«Блажен незлобливый поэт…»
Н.Некрасов
Слайд 3Николай Васильевич Гоголь
Родился 20 марта (1 апреля) 1809 в местечке
Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего
достатка Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского (от второй части фамилии впоследствии отказался из-за ее, как он считал, польского происхождения).
Слайд 4 «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами
выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не
приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А.С. Пушкин
А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому».
Слайд 5
«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой
огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится
в нем!»
Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835 года: в письме Пушкину, датированном этим днём, Гоголь впервые упоминает «Мёртвые души».
Слайд 6Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу.
Работа продолжилась осенью 1836 года в ШвейцарииПервые главы Гоголь читал
Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и к литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира.
В Баден-Бадене в августе 1837 года Гоголь читал незаконченную поэму в присутствии фрейлины императорского двора А. О. Смирновой (урождённой Россет)
и сына Н. М. Карамзинаи сына Н. М. Карамзина Андрея Карамзина, в октябре 1838 года читал часть рукописи А. И. Тургеневу. Работа над первым томом проходила в Риме в конце 1837 года — начале 1839 года.
По возвращении в Россию Гоголь читал главы из «Мёртвых душ»
в доме Аксаковыхв доме Аксаковых в Москве в сентябре 1839 года, затем в Санкт-Петербурге
у В.А.Жуковского, Н. Я. Прокоповича и других близких знакомых.
Слайд 7
Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме с
конца сентября 1840 года по август 1841 года. Вернувшись в
Россию, Гоголь читал главы романа в доме Аксаковых и готовил рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 года выяснились препятствия к публикации рукописи, переданной на рассмотрение цензору И. М. Снегирёвупервого тома писатель занимался в Риме с конца сентября 1840 года по август 1841 года. Вернувшись в Россию, Гоголь читал главы романа в доме Аксаковых и готовил рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 года выяснились препятствия к публикации рукописи, переданной на рассмотрение цензору И. М. Снегирёву, который, по всей вероятности, ознакомил автора с могущими возникнуть осложнениями. Опасаясь цензурного запрета, в январе 1842 года Гоголь через В. Г. Белинскогопервого тома писатель занимался в Риме с конца сентября 1840 года по август 1841 года. Вернувшись в Россию, Гоголь читал главы романа в доме Аксаковых и готовил рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 года выяснились препятствия к публикации рукописи, переданной на рассмотрение цензору И. М. Снегирёву, который, по всей вероятности, ознакомил автора с могущими возникнуть осложнениями. Опасаясь цензурного запрета, в январе 1842 года Гоголь через В. Г. Белинского переправил рукопись в Санкт-Петербург и просил друзей А. О. Смирнову, В. Ф. Одоевскогопервого тома писатель занимался в Риме с конца сентября 1840 года по август 1841 года. Вернувшись в Россию, Гоголь читал главы романа в доме Аксаковых и готовил рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 года выяснились препятствия к публикации рукописи, переданной на рассмотрение цензору И. М. Снегирёву, который, по всей вероятности, ознакомил автора с могущими возникнуть осложнениями. Опасаясь цензурного запрета, в январе 1842 года Гоголь через В. Г. Белинского переправил рукопись в Санкт-Петербург и просил друзей А. О. Смирнову, В. Ф. Одоевского, П. А. Плетнёва, М. Ю. Виельгорского помочь с прохождением цензуры.
Слайд 8
.
9 марта 1842 года книга была разрешена цензором А.
В. Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о
капитане Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку поэмы,написал мелкими буквами «Похождения Чичикова или» и крупными «Мертвые души».В мае 1842 года книга вышла под названием «Похождения Чичикова, или
Мёртвые души, поэма Н.Гоголя». В СССР и современной России заглавие
«Похождения Чичикова» не используется.
Слайд 9Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной, и писал второй том, где
выводились
Положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова.
Работу над вторым томом Гоголь начал
предположительно в 1840 году. Работа над ним продолжалась в Германиипредположительно в 1840 году. Работа над ним продолжалась в Германии, Франциипредположительно в 1840 году. Работа над ним продолжалась в Германии, Франции и главным образом в Италии в 1842—1843 годах. В конце июня или в начале июля 1845 года писатель сжёг рукопись второго тома
Слайд 10
В работе над вторым томом в представлениях писателя значение произведения
вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически
не реализуемым. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг беловую рукопись второго тома
(единственным свидетелем был слуга Семён) и спустя десять дней умер. Черновые
рукописи четырёх глав второго тома (в неполном виде) были обнаружены при вскрытии бумаг писателя, опечатанных после его смерти.
Слайд 11
Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года С. П.
Шевырёв, граф Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года С.
П. Шевырёв, граф А. П. Толстой и московский гражданский губернатор Иван Капнист (сын поэта и драматурга В. В. Капниста). Перебеливанием рукописей занимался Шевырев, который также хлопотал об её издании.
Слайд 12
Списки второго тома распространились ещё до его издания.
Впервые сохранившиеся главы второго тома «Мёртвых душ» были изданы в
составе Полного собрания сочинений Гоголя летом 1855 года. Печатаемая ныне вместе с первыми четырьмя главами второго тома одна из последних глав принадлежит к более ранней, чем остальные главы, редакции.
Слайд 13
ГАЛЕРЕЯ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ
«Один за другим следуют у меня герои,
один пошлее другого»
Н. В. Гоголь
Слайд 14МАНИЛОВ.
Бесплодный мечтатель и фантазёр—приглашает вас на «сладенькую болтовню»
в «Храм
уединённого размышления» на берегу озера в поместье
Маниловка
Черты характера
Прожектерство (увлечение несбыточными проектами), мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность, бесхозяйственность.
М.Н.Кедров в роли Манилова
Слайд 16КОРОБОЧКА.
Черты характера.
Дубиноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность, скопидомство (бережливость до скупости)
Помещица
Коробочка Настасья Петровна
Коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная –
ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.
А.П.Зуева в роли Коробочки
Слайд 17НОЗДРЕВ.
Черты характера:
Хвастовство, безалаберность, наглость, ярмарочный героизм.
Б.Н.Ливанов в роли Ноздрёва
Слайд 18СОБАКЕВИЧ.
Черты характера:
Кулачество,человеконенавистничество, мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки), грубость, прижимистость.
Слайд 19ПЛЮШКИН.
Черты характера:
Ненасытная жадность, скупость, крохоборство (мелочная скупость).
П.М.Свободин в роли Плюшкина
Слайд 21
Однако не всё ещё мертво в этом царстве. Жив народ.
Сюжет строится как покупка у живых помещиков «мёртвых душ», мёртвых
крестьян. Сами помещики – мёртвые владельцы живых душ. Даже умершие крестьяне, список которых Чичиков держит в руках, воспринимаются как яркие, полные жизни люди: «Когда взглянул он потом на листики, на мужиков, которые точно были когда-то мужиками. Работали, пахали, пьянствовали, извозничали, какое-то странное чувство овладело им».
Слайд 22Войдя в художественный мир «Мёртвых душ» вы увидите всю Русь
и воскликните вслед за Пушкиным:
«Боже! Как грустна наша Россия!»
Слайд 23
Тройка, несущая Чичикова от помещика к помещику, в финале поэмы
постепенно приобретала
характер символа движущейся жизни,непредсказуемого пути России.
Слайд 24«Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию
молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости;
приблизился к последней жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все – и свой художнический гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть.» Ю. Манн.
Слайд 25«Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может
быть полезна» (Н. В. Гоголь).
В поэме "Мёртвые души" автор выступает
как патриот, в котором нашла вера в будущее, где не будет никаких Собакевичей и Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду в том, что Россия поднимется к величине и славе.
За странным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъёмом и восхищением говорится о его смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокий смысл имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах.
Слайд 26
Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально.Крепостное право тормозило развитие России.Автор
в мечтах видел Россию другой.Образ птицы-тройки- это символ могущества его
Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии."Мёртвые души" -это энциклопедия жизни крепостной Рси. Белинский писал: " Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность" Что же несут эти дворяне-хозяйство жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей-выдающихся мастеров слова, как Грибоедов , А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь, то чтобы мы знали о жизни русского народа в девятнадцатом веке. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать" тёмные стороны" русского общества.
Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально.Крепостное право тормозило развитие России.Автор в мечтах видел Россию другой.Образ птицы-тройки- это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии."Мёртвые души" -это энциклопедия жизни крепостной Рси. Белинский писал: " Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность" Что же несут эти дворяне-хозяйство жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей-выдающихся мастеров слова, как Грибоедов , А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь, то чтобы мы знали о жизни русского народа в девятнадцатом веке. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать" тёмные стороны" русского общества.
Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально.Крепостное право тормозило развитие России.Автор в мечтах видел Россию другой.Образ птицы-тройки- это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии."Мёртвые души" -это энциклопедия жизни крепостной Рси. Белинский писал: " Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность" Что же несут эти дворяне-хозяйство жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей-выдающихся мастеров слова, как Грибоедов , А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь, то чтобы мы знали о жизни русского народа в девятнадцатом веке. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать" тёмные стороны" русского общества.
Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально. Крепостное право тормозило развитие России.
Автор в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки- это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии."Мёртвые души" -это энциклопедия жизни крепостной Руси.
Слайд 27На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась
христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось
еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским ,который взорвал Евклидов мир... (В. Набоков).Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
Белинский писал: " Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность" Что же несут эти дворяне-хозяйство жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей-выдающихся мастеров слова, как Грибоедов , А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь, то чтобы мы знали о жизни русского народа в девятнадцатом веке. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать" тёмные стороны" русского общества.
Слайд 28Воспоминания о Н.В.Гоголе
"
«К таланту Гоголя никто не был равнодушен: его
или любили восторженно, или ненавидели" .
В.Г.Белинский
«Он писал не то,
что могло бы более нравиться, и даже не то, что было легче для его таланта, а добивался писать то, что считал полезнейшим для своего отечества" .
Н.А.Некрасов
Слайд 29Викторина по произведениям Н.В.Гоголя, изученным ранее
Где и когда родился Н.В.Гоголь,
какое образование получил?
Вопрос 1.
Вопрос 2.
Как назывались гимназические литературные журналы, организатором
и участников которых был Гоголь?
Какую женскую роль играл в ученическом спектакле?
Слайд 30В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»?
Кому принадлежали слова,
сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось,
а мне более всех!:?
Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?
Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?
Вопрос 4
В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»?
Кому принадлежали слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!:?
Вопрос 3
Слайд 31Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
В каком году
происходит действие пьесы «Ревизор»?
Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии
«Ревизор»?
В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?
Вопрос 5
Вопрос 6
Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?
Назовите авторов памятников Гоголю в Москве?
Слайд 32Ответы
1. На Украине, 20 марта
(1 апреля 1809 года
в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии).
С 1818 по
1820 г.г. учился в г.Нежине, в гимназии высших наук князя А.А.Безбородько
2. «Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы».
Роль Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
3. В 1829 г., идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В.Алов.
Рудый Панько.
4. В Петербурге, 19 апреля 1836 г. в Александрийском театре.
Императору Николаю I.
5. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
В 1831 г. в I действии Ляпкин-Тяпкин говорит о том, что 15 лет сидит в судейском кресле, а в IV – рапортует Хлестакову, что избран в 1816 г.
6. Город находится где-то между Пензой и Саратовым.
Скульпторы: Н.А.Андреев и Н.В.Томский
Слайд 33Зачетная работа по теме: «Как страшна наша Россия»
Задача: обобщить всё
о мёртвых душах, заполнить таблицу.