Разделы презентаций


Пушкинская стилистика

Роль Пушкина в истории русского литературного языка точнее всех определил И.С.Тургенев, который на открытие памятника А.С.Пушкину сказал: « Пушкин создал не только нашу литературу, но и русский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Пушкинская стилистика учитель: Воровщикова Г.А. учитель МОУ Наследницкой сош

Пушкинская   стилистика учитель: Воровщикова Г.А. учитель МОУ  Наследницкой сош

Слайд 2Роль Пушкина в истории русского литературного языка точнее

всех определил И.С.Тургенев, который на открытие памятника А.С.Пушкину сказал: «

Пушкин создал не только нашу литературу, но и русский литературный язык»
Роль Пушкина  в истории русского литературного языка  точнее всех определил И.С.Тургенев, который на открытие памятника

Слайд 3Основными принципами отбора языковых средств в художественном произведении

поэт считает принцип СОРАЗМЕРНОСТИ и СООБРАЗНОСТИ.
« Истинный вкус

состоит не в безотчетном отвержении какого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности. Это значит, что любое произведение должно отличаться единством языковой нормы и художественного содержания».
А.С.Пушкин.
Основными принципами  отбора языковых средств  в художественном произведении  поэт считает  принцип СОРАЗМЕРНОСТИ и

Слайд 4Отбор языковых средств производится с учетом тех

функций, которые они могут выполнить в произведении, но никак

не «с оглядкой» на сложившуюся традицию или имеющуюся литературную школу.
В этой связи Пушкин с большим разнообразием использует и славянизмы, и заимствования, « не гнушается» не только просторечием, но и откровенно бранной речью.
Отбор языковых средств  производится  с учетом  тех функций, которые они могут выполнить  в

Слайд 5

ДЕРЕВНЯ

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где

льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я

твой - я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья

Постарайтесь, пользуясь этимологическим словарем, определить происхождение этих слов, их стилистическую окраску.
Дайте толкование слов (словарьН.Ожегова)

Работа по тексту

ДЕРЕВНЯПриветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый потокНа лоне счастья

Слайд 6Приют- общеславянское слово. Образовано с помощью приставки ПРИ- от исчезнувшего

«юс- малый, , «ер».
Забвенье- заимствовано из старославянского языка. Образовано

с помощью суффикса -ие от страдательного причастия
Приют- общеславянское слово. Образовано с помощью приставки ПРИ- от исчезнувшего «юс- малый, , «ер».	Забвенье- заимствовано  из

Слайд 7В данных отрывках найдите старославянизмы, отметьте основные фонетические признаки(

из каких произведений А.С. Пушкина взяты строки)
« Он

мыслит:
« Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал».

« Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его… напрасно:
Онегин к юноше спешит,
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!»

В  данных отрывках найдите старославянизмы, отметьте основные фонетические признаки( из каких  произведений А.С. Пушкина взяты

Слайд 8 Вспомни основные признаки

старославянизмов
Слова, заимствованные русским языком

из старославянского, или отдельные старославянские элементы в словах, по происхождению русских.

1.Неполногласные сочетания ра,ла(оро, оло);
2.жд на месте русского ж;

Вспомни основные признаки          старославянизмовСлова, заимствованные

Слайд 11Поскольку особое недоразумение у критики вызвало употребление разговорно-

бытовой и просторечной лексики в поэтическом языке, постольку

А.С.Пушкину неоднократно приходилось доказывать, что именно этим уровням свойственны и внутренний динамизм, и особая психологическая напряженность , и яркая эмоциональность, и национальная самобытность. В ходе этих исследований А.С.Пушкин формирует ещё два принципа своей концепции: принцип народности и принцип историзма
Поскольку  особое недоразумение у критики вызвало употребление  разговорно- бытовой  и просторечной лексики  в

Слайд 12Принцип народности заключается в том, что в речевом

поведении героев через язык отражается и

особая русская ментальность, и национальные особенности.
Принцип  народности заключается  в том, что в речевом  поведении  героев  через язык

Слайд 13
Еще одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный

от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному

искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро -
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною -
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?




Реализация концепции

в поэтических произведениях

"Борис Годунов"

Еще одно, последнее сказанье -И летопись окончена моя,Исполнен долг, завещанный от богаМне, грешному. Недаром многих летСвидетелем господь

Слайд 14Повести Белкина
"Так вы знали мою Дуню? - начал он. -

Кто же и не знал ее? Ах, Дуня, Дуня! Что

за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только, чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала. А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать".
Повести Белкина

Слайд 15 Итог урока
Назовите основные принципы

в литературной концепции А.С Пушкина.
Особенность использования классиком старославянизмов и слов

,заимствованных из других языков ( « Но панталоны, фрак, жилет-/ Всех этих на русском нет» )
Итог урокаНазовите основные принципы в литературной концепции А.С Пушкина.Особенность использования классиком

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика