Разделы презентаций


Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во время работы с текстом (из опыта работы).

Содержание

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремится быть понятым, поэтому процесс общения обладает большим социальным значением.Полноценное

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во

время работы с текстом
(из опыта работы).
Выступление на семинаре для учителей

СКК образовательных организаций Володарского муниципального р-на.


Выполнила:
Маринина М.В.,
учитель
I квалификационной
категории

2014г.

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №53

Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во время работы с текстом(из опыта работы).Выступление на

Слайд 2Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и

способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения

человек стремится быть понятым, поэтому процесс общения обладает большим социальным значением.
Полноценное общение – это средство повышения коммуникабельности, путь развития ребенка как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.
Развивать речь учащихся – значит способствовать тому, чтоб она была более точной и связной, содержательной и выразительной.
Связная речь – это речь, передающая мысль и желание говорящего. Связной может быть названа такая речь, в которой описание фактов происходящих последовательно в их временной взаимосвязи и имеет законченную мысль.
Ученики с ОВЗ пользуются в основном ситуативной речью, понятой лишь тем, кто знает обстоятельства, о которых пытаются сообщить. Часто лица и место событий заменяются местоимениями, которые не только объединяют речь, но и делают ее непонятной. Дети, начиная говорить, не успевают придумать завершение фразы и заканчивают словами, не согласованными с началом.
Вследствие бедности активного словаря, недостаточного овладения грамматическим строем речи учащиеся испытывают затруднения в формулировании своих высказываний. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью. На вопросы собеседника дети с ОВЗ отвечают очень кратко и односложно. В отдельных случаях школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением.
Переход от участия в разговоре к самостоятельному развернутому высказыванию протекает у детей с ОВЗ очень сложно.
Вот поэтому я бы и хотела остановиться на проблеме «Развитие связной речи».
Форм и приемов работы много. Нужно лишь отобрать, что непосредственно подходит для данной темы и для данного класса.
Работая в классах СКК, я использую:
пошаговое обучение
алгоритмизацию действий
опорные сигналы
включение в урок заданий на тренировку мыслительной деятельности.
Каждый мой урок в таких классах включен в систему воспитательной работы.
Обучаю детей создавать высказывания с помощью:
графических схем
натуральных предметов
планов
опорных схем
иллюстраций
вопросов.

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе.

Слайд 3При обучении пересказу выделяю существенные направления в работе:
осознанное восприятие текстов

на слух,
формирование приемов анализа текстов, их содержания, языковых средств
обогащение речевых

навыков, которые помогут построить связный рассказ
расширение лексико-грамматических средств на основе наблюдения за языковыми средствами авторского текста.
Перед чтением я использую соответствующие тексту предметы и сюжетные картинки, прослушивание музыкальных произведений, отрывков из телепередач. Задачей подготовительного этапа к восприятию текста является актуализация знаний учащихся по теме текста или вызывание интереса к его восприятию.
Для более полного осознания текста проводится языковой анализ. Он направлен на выяснение того, как ученики понимают значение отдельных слов и смысл образных суждений.
Организуется работа с синонимами, глаголами, существительными, прилагательными. Очень важно применять и средства наглядности, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства.
При работе с текстом значительное место занимают упражнения по овладению построением предложений разной грамматической структуры.
В своей работе я использую не только хорошо известные традиционные методики преподавания, но и новые технологии личностно-коммуникативного обучения, работающего на развитие личности ученика.
Я много внимания уделяю презентациям, применяю различные приемы на развитие зрительной и механической памяти, использую игровые приемы, тестирование.
Использую технологии развивающего, дифференционного и здоровьесберегающего обучения, проектного метода обучения, ИКТ в образовательном процессе. Учу работать с памятками

При обучении пересказу выделяю существенные направления в работе:осознанное восприятие текстов на слух,формирование приемов анализа текстов, их содержания,

Слайд 4ФРАГМЕНТ УРОКА В 5 классе СКК
Ю.Яковлев
Рассказ «Колючка»

ФРАГМЕНТ УРОКА В 5 классе СКК Ю.ЯковлевРассказ «Колючка»

Слайд 5На изучение рассказа «Колючка» запланировано 3 часа. Это фрагмент 3-го

урока, на котором идет обучение учащихся развернутому ответу на вопрос

«В чём красота поступка Веры?»
Так как ученики пользуются в основном ситуативной речью, понятной лишь тем, кто знает обстоятельства, о которых они пытаются сообщить, поэтому таким заданиям уделяю большое внимание и работаю над ними только в классе. Перед изучением рассказа «Колючка» я сообщила ученикам, что нам предстоит дать развернутый ответ на вопрос «В чем красота поступка Веры?» и зачитала два ответа.
Вера защитила Колючку, когда его обижали старшеклассники. Вот в этом и заключается красота её поступка.
Вера и Колючка – это одноклассники, герои рассказа Ю.Яковлева «Колючка». У Веры было любимое занятие – игра в куклы. У Веры не складывались отношения с Колючкой, так как он рассказал о её любимом занятии и показал куклу ребятам. Все смеялись над Верой, а она обиделась на Колючку.
Но однажды Колючка оказался в беде: его обижали старшеклассники. Увидев, что рядом нет взрослых, Вера бросилась ему на помощь. Она защитила Колючку, поступила решительно и смело. В этом и заключается красота её поступка.
После чтения ответов выяснили, какой ответ показался понятным?
На изучение рассказа «Колючка» запланировано 3 часа. Это фрагмент 3-го урока, на котором идет обучение учащихся развернутому

Слайд 6В начале урока идёт анализ рассказа по вопросам:
Кто такие Вера


и Колючка?
Какое занятие было
любимым у Веры?
Почему у нее не


складывались отношения
с Колючкой?
Как поступила Вера, когда Колючка попал в беду?
В чем красота поступка Веры?

Развернутый ответ на вопрос « В чем красота поступка Веры?»

В начале урока идёт анализ рассказа по вопросам:Кто такие Вера и Колючка?Какое занятие было любимым у Веры?Почему

Слайд 7Вера и Колючка …
Любимым занятием Веры была…
Колючка раскрыл секрет… (какой?)
Однажды,

возвращаясь из школы, Вера увидела…И она (что сделала?)
По характеру Вера


И ее поступок достоин….

Проверка составленных развёрнутых ответов учащихся.

Составление развёрнутого ответа

Вера и Колючка …Любимым занятием Веры была…Колючка раскрыл секрет… (какой?)Однажды, возвращаясь из школы, Вера увидела…И она (что

Слайд 8(Работа с гипотезой, метапредметные умения)
ФРАГМЕНТ УРОКА в 6 классе СКК

по произведению Д.Бессита «СЛОН И МУРАВЕЙ»

(Работа с гипотезой, метапредметные умения)ФРАГМЕНТ УРОКА в 6 классе СКК по произведению Д.Бессита «СЛОН И МУРАВЕЙ»

Слайд 9Как вы думаете, глядя на название произведения, можно ли предположить

его жанр?
Предположения: рассказ, сказка, басня, стихотворение.
Жанр произведения.

Как вы думаете, глядя на название произведения, можно ли предположить его жанр?Предположения: рассказ, сказка, басня, стихотворение.Жанр произведения.

Слайд 10Можно ли предположить где будет происходить действие, почему?
Предположения: в зоопарке,

в цирке, в другой стране
Место действия.

Можно ли предположить где будет происходить действие, почему?Предположения: в зоопарке, в цирке, в другой странеМесто действия.

Слайд 11Сколько главных героев в этом произведении?
А что еще может помочь

в уточнении наших представлений о произведении?
Герои произведения.

Сколько главных героев в этом произведении?А что еще может помочь в уточнении наших представлений о произведении?Герои произведения.

Слайд 12Послушайте рассказ учителя о писателе и постарайтесь найти подтверждение гипотез.
Помогла

ли вам эта информация продвинуться в нашем предположении о жанре

этого произведения?

Биография Д. Биссета

Послушайте рассказ учителя о писателе и постарайтесь найти подтверждение гипотез.Помогла ли вам эта информация продвинуться в нашем

Слайд 13Чтение про себя.
Чтение вслух.
Смогли ли вы уточнить свои предположения, прочитав

текст?
Докажите.
Какое чувство осталось у вас после прочтения сказки?
Выступление детей, обоснование.
РАБОТА

С ТЕКСТОМ
Чтение про себя.Чтение вслух.Смогли ли вы уточнить свои предположения, прочитав текст?Докажите.Какое чувство осталось у вас после прочтения

Слайд 14ФРАГМЕНТ УРОКА в 7 классе СКК
Рассказ по иллюстрации (коллективная работа

и ответы на вопросы для связного рассказа)

ФРАГМЕНТ УРОКА в 7 классе СККРассказ по иллюстрации (коллективная работа и ответы на вопросы для связного рассказа)

Слайд 15Рассказ по иллюстрации предполагает знание текста, умение отобрать материал из

текста, описать героев иллюстрации, сделать вступление и заключение. Этот навык

формируется в течение длительного времени. Созданию связного рассказа можно помочь с помощью конкретных заданий:
расскажи так, чтобы в ответе было 3 предложения,
расскажи только о Цапле,
расскажи в таком порядке.
Рассказ по иллюстрации предполагает знание текста, умение отобрать материал из текста, описать героев иллюстрации, сделать вступление и

Слайд 16Скажите, какой момент изображен на иллюстрации?
Опишите Журавля и Цаплю (внешний

вид, поза)
С каким предложением обратился Журавль к Цапле?
Каков был ее

ответ?
Был ли отказ оскорбительным и почему?
Почему не женятся Журавль и Цапля?

«Журавль и Цапля» Вопросы для подготовки к рассказу по иллюстрации.

Скажите, какой момент изображен на иллюстрации?Опишите Журавля и Цаплю (внешний вид, поза)С каким предложением обратился Журавль к

Слайд 17Работа над лексическим значением слова «взаимопонимание»
Составление связного рассказа по иллюстрации

к сказке «Журавль и Цапля».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Работа над лексическим значением слова «взаимопонимание»Составление связного рассказа по иллюстрации к сказке «Журавль и Цапля».САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Слайд 18РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» (расширение

лексико-грамматических средств на основе наблюдения за языковыми средствами авторского текста)


РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ   Н.А. Некрасова  «В полном разгаре страда деревенская…»    (расширение

Слайд 19ЦЕЛЬ: выяснить, как автор относится к женской доле и как

он выражает свое отношение

ЦЕЛЬ: выяснить, как автор относится к женской доле и как он выражает свое отношение

Слайд 20У учащихся СКК VIII вида лишь небольшая часть слов используется

в речи, остальные находятся в пассивном словаре.
Поэтому важнейшей коррекционной задачей

в работе с такими учащимися является расширение, уточнение, активизация словарного запаса.
У учащихся СКК VIII вида лишь небольшая часть слов используется в речи, остальные находятся в пассивном словаре.Поэтому

Слайд 21В каком значении автор употребляет слово «бедная»?
Подберите к данному слову

слово с противоположным значением
Подберите к этому слову слово с близким

значением
В каком значении автор употребляет данное слово?

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

В каком значении автор употребляет слово «бедная»?Подберите к данному слову слово с противоположным значениемПодберите к этому слову

Слайд 22Ноженька
Полосыньки
Косыньки
Кваском
Выделим суффикс в данных словах.
С какой целью автор

использует данные слова?
Замените их словами без суффикса.
Что изменилось?
Использование грамматических средств

для анализа мастерства поэта.
НоженькаПолосыньки КосынькиКваском Выделим суффикс в данных словах.С какой целью автор использует данные слова?Замените их словами без суффикса.Что

Слайд 23Как автор передает поведение насекомых?
С какой целью он это делает?
С

чем сравнивает он насекомых?
Использование художественных средств изобразительности.

Как автор передает поведение насекомых?С какой целью он это делает?С чем сравнивает он насекомых?Использование художественных средств изобразительности.

Слайд 24Справились ли мы с целью урока, выяснили ли мы, как

автор относится к женской доле Запись вывода по уроку в

тетради:
В стихотворении Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская..» автор сочувствует ….
Свое сочувствие он выражает, используя:
1. –
2. – и т.д.
Н.А.Некрасов не называет имени крестьянки, чтобы показать….

РЕФЛЕКСИЯ

Справились ли мы с целью урока, выяснили ли мы, как автор относится к женской доле Запись вывода

Слайд 25Анализ отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «САША»
ЦЕЛЬ: составление характеристики главных героев
ФРАГМЕНТ

УРОКА В 9 классе СКК

Анализ отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «САША»ЦЕЛЬ: составление характеристики главных героевФРАГМЕНТ УРОКА В 9 классе СКК

Слайд 26ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
1. О чем говорится в стихотворении?
2.Какие две части

можно выделить в стихотворении?
3.Какая часть по объему больше? Почему?
4.Нарисуйте словесно

картину рубки леса.
5.Какие сравнения использует автор?
6.В отрывке есть противопоставления. Что с чем противопоставляется?
7.В поэме речь идет о рубке леса, а почему она названа «Саша»?

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА1. О чем говорится в стихотворении?2.Какие две части можно выделить в стихотворении?3.Какая часть по объему

Слайд 27САША
СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (составляя характеристику, идите от поступков к характеру)
РУБЩИКИ ЛЕСА
У нас

есть еще один герой. Кто это?

САШАСОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (составляя характеристику, идите от поступков к характеру)РУБЩИКИ ЛЕСАУ нас есть еще один герой. Кто это?

Слайд 28Работа над составлением характеристики является для учащихся с ОВЗ самой

сложной на уроках литературного чтения. Анализ идет от поступков к

характеру, поэтому путь анализа событий в их хронологической последовательности наиболее доступен для учащихся коррекционной школы.
Если хронологическая последовательность нарушена или рассказано о нескольких героях, через взаимоотношения с которыми познается характер главного героя, то учащимся значительно труднее понять и составить его характеристику.
Ещё труднее составить характеристику героя, если в рассказе поступков героя в прямом понимании нет, а есть только описание душевного состояния героя. Надо понять его эмоциональное состояние, причину этого состояния героя и дать нравственную оценку характеру героя.
Работа над составлением характеристики является для учащихся с ОВЗ самой сложной на уроках литературного чтения. Анализ идет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика