Слайд 1Ресурс подготовила
Подольская Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «СОШ №
4» г.Семей ВКО
РЕАЛЬНОЕ
И ВЫМЫШЛЕННОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 2РЕАЛЬНОЕ И ВЫМЫШЛЕННОЕ
В ЛИТЕРАТУРЕ
7 класс
Слайд 3эпиграф
…каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний,
случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
А.А. Ахматова
Слайд 4Цель:
научиться отличать реальное от вымышленного в художественном тексте.
Ответ великих
Однажды Марк
Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово:
«Свинья». На следующий день он в своей газете пометил ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
Слайд 5что такое ВЫМЫШЛЕННЫЙ
?
Толковый словарь Ушакова ...
ВЫМЫШЛЕННЫЙ, -ая, -ое; -ен. Представляющий
собой вымысел, выдуманный. Вымышленные герои, образы. В. случай. Под вымышленным
именем (под чужим именем).
Слайд 6синонимы
выМЫшленный
и
думанный
ВЫ
НА
ПРИ
С
Л
У
Ч
А
Й
нный
ИЗмышленНЫЙ
ирРЕАЛЬНЫЙ
сочиненный
НЕсуществующий
легендарный
?
баснословный
(басня)
Синонимы (от греч. synonymos – «одноименный») – это слова,
имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной
и той же части речи, но отличающиеся оттенками значения и употребления в речи:
бегемот – гиппопотам, месяц – луна,
красный – алый, бежать – мчаться.
Учебник русского языка для 5 класса §40 с.121.
Подберите к слову вымышленный синонимы* и запишите их в рабочую тетрадь.
?
Слайд 7псевдоним
?
ВЫМЫШЛЕННЫЙ, -ая, -ое; -ен. Представляющий собой вымысел, выдуманный. Вымышленные герои,
образы. В. случай. Под вымышленным именем (под чужим именем).
вымышленный: выдуманный,
надуманный, придуманный, измышленный, ирреальный, несуществующий, сочиненный, баснословный, легендарный, ...
Придуманный, не ...
Псевдоним — Википедия
Литературная маска — вымышленный автор, которому приписывается то или иное произведение. Аллоним — имя другого реально существующего ...ru.wikipedia.org/wiki/Псевдоним
ПСЕВДОНИМ , -а, м. Вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля. Писать под псевдонимом. II прил. псев-донимный, -ая, -ое.
ИНКОГНИТО , не открывая своего подлинного. Путешествовать и. 2. нескл., ср. Пребывание под вымышленным именем. Раскрыть свое и. 3. нескл., м. и ж. Лицо, скрывающее свое имя.
Слайд 8вымышленное
реальное
реальное
Если есть вымышленные предметы, мир… значит есть и _____________________________. Рассматривая
рисунки, ответьте на вопрос: «Могут ли вымышленные предметы стать ____________
и наоборот?
?
кластер
реальные (н а с т о я щ и е)
реальными
??
Слайд 11приключенческая л-ра
литературные жанры
древнерусская лит-ра
сказки
мемуары
рассказ
научная литература
летописи
сказы
мадригал
мифы
историческая проза
фэнтази
бестиарий
утопия
научная фантастика
Слайд 12ВОПРОС-ОТВЕТ
По каким признакам можно отличить реальный мир от вымышленного в
прочитанном произведении?
?
Перечислите жанры, которые раскрывают вымышленный мир?
Какие произведения вы уже
читали о вымышленном мире, героях, путешествиях?
О каких героях повествует литература, которую мы называем реалистической?
О каких событиях вам больше нравится читать?
СПАСИБО
Слайд 13включение в высказывание новых терминов
автор – мастер – художник-автор –
читатель – перечитыватель
Словарная работа
летописи
мадригал
мемуары
фэнтази
фантастика
сказ
рассказ
викторина
(ВИКТОРИЯ – ПОБЕДА)
кроссворд
Теория:
Слайд 14Дайте определение понятия «автор»
Читать, пересказывать стр. 3 - 4
Выучите 2-3
высказывания о пользе книг. Запишите их в рабочую тетрадь по
литературе.
Выучить ключевые термины и понятия
(см. конспект урока).
Домашняя работа
Создайте свой кроссворд, используя высказывания литературоведов, писателей о чтении книг.
Слайд 16СКАЗКА
?
Сказка — один из видов народной повествовательной литературы: произведение в
прозе или — реже — в стихах, в котором идёт
речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Народные сказки — одна из самых древних и распространённых форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт. По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных, фантастические.
Слайд 17СКАЗ
?
Сказ — в сов. Фольклористике термин, обозначающий жанры устной прозы,
повествующей о современности или недавнем прошлом. В отличие от легенды,
С. Обычно не содержит фантастич., сказочного элемента. Различаются С., ведущиеся от лица участника описываемого события (мемуарный С.), и С., отделившиеся от участника-повествователя, к-рые с течением времени могут превращаться в легенду, предание, былину и т.д. В последние годы термин «С.» вытесняется термином устный народный рассказ.
Литературный энциклопедический словарь под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: «Сов. энц.», 1987. – 752с.; 382с.
Слайд 18РАССКАЗ
?
в детективных Рассказах описывается какое-либо криминальное происшествие, их сюжет основан
на поисках преступника. Часто писатели создают циклы детективных Рассказов, объединённых
сквозным героем: напр., Шерлок Холмс у А. К. Дойла или Эркюль Пуаро и мисс Марпл у А. Кристи. Фантастические Рассказы помещают действие в вымышленный мир (будущее или другая планета), показывая жизнь героев среди технических новинок в условиях практически неограниченных возможностей, напр. фантастические Рассказы Р. Брэдбери. В русской литературе Рассказ – один из самых распространённых жанров 19–20 вв.
Слайд 191. ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
?
— художественная проза, где основную задачу
повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Связана
с научной фантастикой, фантастикой, детективной литературой и путешествиями. Формировалась и развивалась под знаком романтизма. Для п/л. Характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Одним из первых образов явились «морские романы» Ф.Купера, А. Дюма-отца, Дж. Лондона (США), Р.Л. Стивенсона (Великобритания), Ж.Верна (Франция), А. Беляев…
Литературный энциклопедический словарь под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: «Сов. энц.», 1987. – 752с.; 305с.
Слайд 20ФАНТАСТИКА
?
Фантастика — (от греч. phantastike - искусство воображать), разновидность худ.
литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений
простирается до создания особого – вымышленного, нереального, «чудесного мира».
Фантастич. Образность присуща таким фольклорным и литературным жанрам, как сказка, эпос, аллегория, легенда, гротеск, утопия, сатира.
В основе всякого фантастического произведения лежит оппозиция фантастического – реального.
Литературный энциклопедический словарь под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: «Сов. энц.», 1987. – 752с.; 461с.
Слайд 212. ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
?
В исторических романах обычно действуют вымышленные главные герои,
а реальные исторические лица являются эпизодическими героями (напр., главные герои
романа «Три мушкетёра» – Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян – выдуманы автором, а кардинал Ришелье, король и королева Франции – реальны). Также занимательность приключенческой литературы может быть связана с экзотикой различных народов и племён, природы разных стран – таковы романы Ф. Купера, Дж. Лондона, Р. Л. Стивенсона, Ж. Верна, Т. М. Рида, Дж. Конрада, Г. Р. Хаггарда.
Слайд 22МИФ
?
Миф (греч. буквально обозначает сказание, предание) — объяснение сложных явлений
природы, происхождения мира и человека, создание философских и религиозных концепций
с помощью художественной фантазии, восполняющей недостаточность научных знаний.
Русская словесность: миф и литература. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Л.С. Рыгалова, В.В. Бадиков, Д.Б. Блеубаева, Л.Ф. Туниянц. – 2-е издание, доработанное: - Алматы: Атамұра, 2006. – 336с.; 3, 331сс.
Слайд 23фантастика
?
Фантастика (греч. phantastike – искусство воображать), разновидность худ. лит-ры, где
художественный вымысел получает наибольшую свободу: границы фантастики простираются от изображения
странных, необычных, вымышленных явлений до создания собственного мира с особыми закономерностями и возможностями. Свойственно нарушение реальных связей и пропорций: например, отрезанный нос майора Ковалёва в повести Н. В. Гоголя «Нос» сам передвигается по Петербургу, имеет чин выше своего хозяина,...
Основная особенность научной фантастики по сравнению с другими направлениями фантастики – рациональность, при изображении вымышленной жизни она использует научные, а не мистические объяснения разного рода чудес: изобретение учёными космических кораблей, устройств для передачи мыслей на расстоянии и т. д.; другой мотив, очень часто использующийся в научной фантастике, – посещение Земли пришельцами.
Слайд 24УТОПИЯ
?
Утопия (греч. eu – благо и topos – место, букв.
«доброе место»; или греч. ou – нет и topos –
место; букв. «место, которого нет»), эпический жанр, изображающий вымышленное идеальное общество, детально описывающий его устройство. Жанр назван по заглавию трактата английского мыслителя Т. Мора «Утопия» (1516). Он получил распространение в литературе Нового времени. На протяжении 17 в. утопические философские взгляды отражались в произведениях писателей разных европейских стран: «Город солнца» итальянца Т....
Слайд 25древнерусская литература
?
Древняя русская литература не знала открыто вымышленного героя. Все
действующие лица русских литературных произведений XI — начала XVII в.—
исторические или претендующие на историчность: Борис и Глеб, Владимир Святославич, Игорь Святославич, Александр Невский, Дмитрий Донской или митрополит Киприан — все это князья, святые, иерархи церкви, люди существовавшие, высокие по своему положению в обществе, участники крупных событий политической или религиозной жизни. Писатели XI—XVI вв. ищут для своих произведений значительных лиц, значительных событий — при этом не в литературном, а в чисто историческом смысле. Они стремятся писать о реально существовавших лицах, о событиях, имевших место в конкретной исторической и географической обстановке, прибегают к ссылке на свидетельства современников, на материальные следы деятельности своих героев. При этом все фантастическое, чудесное мыслится как объективно реальное, исторически свершившееся.
Слайд 26ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
?
научной прозы, труды историков, ставящих своей целью не просто
передачу фактов, но и увлекательное их изложение. В отличие от
документальной литературы, Историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами, свободный их отбор, а также введение – для поддержания интереса к повествованию – вымышленных персонажей. Основная задача исторической прозы – изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом (т. е. вычленив в последовательности событий завязку, кульминацию и развязку), объединив их при этом некой исторической концепцией. Произведение исторической прозы может быть посв. одному событию («История Пелопоннесской войны»...
Слайд 27ЛЕТОПИСИ
?
Летописи — памятники исторического повествования, исторической прозы Др. Руси; один
из основных жанров др.-рус.-лит-ры, не находящий точных аналогий в других
ср.-век. литературах; повествование велось по годам (рассказ каждого года начинался словами «В лето…» – отсюда название летопись).
Литературный энциклопедический словарь под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: «Сов. энц.», 1987. – 752с.; 181с.
Слайд 28МЕМУАРЫ
?
Мемуары (фр. воспоминания), — повествование от лица автора о реальных
событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. По форме
изложения, по отсутствию сюжетных приемов, по хроникальности и фактографичности изложения мемуары примыкают к дневнику. По материалу, его достоверности и отсутствию вымысла большинство М. близко исторической прозе, научным биографиям, документ.-историч. очеркам.
Литературный энциклопедический словарь под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: «Сов. энц.», 1987. – 752с.; 216с.
Слайд 29МАДРИГАЛ
?
Мадригал – небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, прием любовно-комплиментарного содержания,
обычно парадоксальным заострением в концовке. Темы М. – перечисление и
восхваление достоинств и заслуг героя и его племени.
Литературный энциклопедический словарь под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: «Сов. энц.», 1987. – 752с.; 205с.
Слайд 30 Бестиарий — средневековые сборники статей о реальных и фантастических животных;
сопровождаются аллегорическими истолкованиями.
Химера
Чудовище из греческих мифов, имеющее голову льва,
брюхо козы и змеиный хвост; название которого стало нарицательным для всякого рода составных вымышленных существ.
Белые ходоки
В мире семи королевств ("Игра престолов") раса человекообразных существ, обитающих далеко на севере, за Стеной.
Коровья смерть
В славянской мифологии злой дух, убивающий коров, в образе безобразной старухи с граблями вместо рук или в виде черного зверя.
Кинг-Конг
Гигантский гориллоподобный монстр, персонаж одноименного фильма 1933 года, а также ряда его ремейков и сиквелов.
http://bestiary.us.
БЕСТИАРИЙ
?
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия© 2002
Слайд 31ОБРАЗ АВТОРА
?
не может быть ни непосредственным участником описываемых событий, ни
объектом изображения для кого-либо из персонажей. (В противном случае речь
может идти не об образе автора, а о герое-повествователе, как Печорин из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова.) Внутри произведения сюжетный план представляется миром вымышленным, условным по отношению к автору, который определяет последовательность и полноту изложения фактов, чередование описаний, рассуждений и сценических эпизодов, передачу прямой речи персонажей и внутренних монологов. На наличие образа автора указывают личные и притяжательные местоимения первого лица, личные формы глаголов, …
Слайд 32ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
?
читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности
не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то,
что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире. В фольклоре роль и место вымысла были строго ограничены: вымышленные сюжеты и герои допускались только в сказках. В мировой литературе вымысел укоренился постепенно, когда произведения словесности начали восприниматься как художественные сочинения, призванные удивлять, восхищать и развлекать. Литературы Др. Востока, древнегреческая и римская литературы в первые века своего существования не знали вымысла
Слайд 33кластер
читатель
читатель
хороший
активный
творческий
перечитыватель
так говорил Вл. Набоков
?
Слайд 34литература
Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной
школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина: - Алмааты:
Атамұра, 2003. – 352 с.
Русская словесность: Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. - Алмааты: Атамұра, 2003. – 192с.
Русская словесность: Рабочая тетрадь: Для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. - Алмааты: Атамұра, 2003. – 96 с.
Слайд 35литература
Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Жемчужины мысли – М.: ООО «Издательство
АСТ», 2003. – 686, [2]с.
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы,
задания по лит.: Учеб. пособ. по лит. для учащихся 7 кл. / Худ. Л.С. Фатьянова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 223с.: ил.
В.М. Кожевников, П.А. Николаева. Литературный энциклопедический словарь под общей редакцией М.: «Сов. энциклопедия», 1987. – 752с.; 382с.
Слайд 36Цель:
дать более глубокое, чем раньше представление о реальном и вымышленном
мире в художественном тексте
Метод:
лекция учителя с элементами беседы, работа с
литературоведческим словарем, викторина.
Оборудование:
выставка книг, которые представлены в самостоятельной работе;
компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация;
магнитная доска (для опережающих и домашних заданий, результатов урока).
Слайд 37Художественный текст
Свиток и перо - https://img-fotki.yandex.ru/get/3310/2839712.7c/0_150368_b6b2ef9d_orig
Первопечатники - http://www.liveinternet.ru/users/4928301/post333117667/
Листья - http://flatclup.com/showthread.php?9353-Temalar%FDn%FDz-i%E7in-png-format%FDnda-yaprak-resimleri-6&s=301d1059c256d75bdcde603d0b8dfc44
Падающие
листья - https://vsefony.wordpress.com/category/-2/page/2/
Бабочка синяя, фиолетовая - http://cattewilds.blogspot.ru/2014/02/butterflies-set5-5.html
Русалочка - http://www.trendme.net/Slika-iz-albuma-mermaid-album-pic/MTgzMDIwNzk3NQ,,.html
Наполеон .
Бородино. - http://www.poetsandprinces.com/?p=5271
Кутузов- http://img.labirint.ru/images/upl/borodinofiles/1824669/bf_369_48d40231e4cc6610bb41d18c1edcd742_1356033522.jpg
Властелин колец - http://www.artfile.ru/i.php?i=676107
Хроники Нарнии - http://xvonline.ru/filmy/xroniki-narnii-princ-kaspian
Девочка, читающая книгу - http://stranichkalogopeda.blogspot.ru/2015/01/blog-post_28.html
Дракончики - https://img-fotki.yandex.ru/get/15574/200418627.60/0_118621_bd5a3fb4_orig.png
https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/200418627.60/0_118629_248aa71b_orig.png
Летописи - http://slavikap.livejournal.com/17037570.html
Книги - http://cattewilds.blogspot.ru/2013/06/school-clipart.html
Шляпа Гарри - http://sksbook.ru/garri-potter-raspredelyayuschaya-shlyapa-svoimi-rukami/
Читатель - http://www.uznaiki.ru/roditelyam/vybiraete-ochki-rebenku/
Линеечки веточки - http://5l.ucoz.ru/index/razdeliteli/0-122
Бродяжка Осень - http://litsait.ru/stihi/stihi-o-razluke/brodjazhka-osen.html
Библиотека - http://harrypotter.wikia.com/wiki/File:Concept_Artwork_Hogwarts_Library.jpg
Развернутая книга с зонтиком, развернутая книга с увеличительным стеклом - http://by-anna.ucoz.ru/publ/nuzhnye_veshhi/knigi_bumaga/39-11
Книги с чернильницей - http://pic4you.ru/12216/2601711/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8
Деловые женщина - http://www.picstopin.com/332/business-woman-clip-art-clipart-panda-free-images/http:%7C%7Cimages*clipartpanda*com%7Cmenopause-clipart-business-woman-clip-art*jpg/
Эльфы - http://novprospekt.ru/cliparts/kto-kolduet-v-chashhe-lesa.html
Дом в виде башмака - http://nevsepic.com.ua/skulptury/page,5,10714-skazochnye-domiki-135-foto.html
Олень- http://by-anna.ucoz.ru/publ/prazdniki/rozhdestvo_santa_klaus/46-5-2
Световые эффекты - http://kira-scrap.ru/news/2014-03-21
ССЫЛКИ