Разделы презентаций


Рифма и ритм стихотворной речи. Способы рифмовки

Задание:У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема урока:
5 класс
Учитель Ольховая В.Э.
Рифма и ритм стихотворной

речи. Способы рифмовки.

Тема урока:5 классУчитель   Ольховая В.Э.Рифма и ритм   стихотворной речи.  Способы рифмовки.

Слайд 2Задание:
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и

ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь

заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Прочитайте отрывок и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Обратите внимание на звучание окончаний последних слов строк этого поэтического текста. Сделайте вывод.

Задание:У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит

Слайд 3Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк
Задание:
Найдите рифмующиеся строки в данных

отрывках поэмы. Сделайте вывод.
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка

там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей…

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строкЗадание:Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод.Там на неведомых дорожках

Слайд 4Ритм -
это повторение (чередование) ударных и безударных слогов

в строке
Ритм создаёт настроение стихотворения, окрашивает его единым

тоном

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…

Задание:

Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки

Ритм -это повторение   (чередование)   ударных и безударных  слогов в строкеРитм создаёт настроение

Слайд 5Системы рифмовки
Перекрёстная
Парная
Опоясывающая

Системы  рифмовкиПерекрёстнаяПарнаяОпоясывающая

Слайд 6 рифмуется первая и третья, вторая и четвёртая стороки
Перектёстная

-
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и

ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…

Задание:

Попробуйте сами сочинить четверостишье перекрёстной рифмовкой с рифмами:
…………………..ногам
…………………. руку
…………………..очам
…………………..муку
Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.

рифмуется  первая и третья,  вторая и четвёртая   сторокиПеректёстная -У лукоморья дуб

Слайд 7Парная -
рифмуются две строки подряд
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт

сама собой…
Задание:
Попробуйте сами сочинить четверостишье парной рифмовкой с рифмами:
…………………..дней
…………………. сыновей
…………………..глубокой
…………………..высокой
Расставьте

знаки препинания в вашем стихотворении.
Парная -рифмуются  две строки  подрядТам ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой…Задание:Попробуйте сами сочинить четверостишье

Слайд 8Опоясывающая -
рифмуются первая и четвёртая строки
И я там был,

и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел,

и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Задание:

Попробуйте сами сочинить четверостишье опоясывающей рифмовкой с рифмами:
………………………..опять ………………………кручина
…………………….. причина …………………….разогнать.
Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.

Опоясывающая -рифмуются  первая и четвёртая   строкиИ я там был, и мёд я пил;У моря

Слайд 9Задание:
Найдите различные рифмовки в прочитанной сказке «Сказка о мёртвой царевне

и о семи богатырях»
Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в ноле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.
Задание:Найдите различные рифмовки в прочитанной сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»Царь с царицею простился,

Слайд 10Прозаическая речь -
свободно движущаяся речь от предложения к предложению
Задание:
Подберите в

учебнике
примеры прозаической
речи

Прозаическая  речь -свободно движущаяся речь от предложения к предложениюЗадание:Подберите в учебнике примеры прозаической речи

Слайд 11Стихотворная речь -
речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю
Подберите в учебнике


примеры стихотворной
речи
Задание:

Стихотворная  речь -речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строюПодберите в учебнике примеры стихотворнойречиЗадание:

Слайд 12Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о

мёртвой царевне…»;

2. Что такое рифма и какие способы рифмовки мы

встретили в отрывке поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?

3. Покажите разницу между прозаической и стихотворной речью, приведите примеры из текстов учебника.

Сочинить стихотворение, используя один из способов рифмовки;
Подготовить выразительное чтение отрывка одной из сказок А.С.Пушкина;

Домашнее задание:

Итог урока:

Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне…»;2. Что такое рифма и какие

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика