Слайд 1
Тема урока:
«Русская литература XIX века.
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление
и наказание». Теория «сильной личности»
Р. Раскольникова».
Слайд 2Эпиграф
«Что спасает человека, когда уже некуда идти?»
(Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание»)
Слайд 3Проблемный вопрос:
Имеет ли человек право на убийство, даже если он
совершает его ради благородной цели ?
Слайд 4Ф.М. Достоевский
(1821-1881)
Слайд 5Своеобразие идейной позиции
Ф.М. Достоевского
После потрясения каторгой , разочаровавшись
в идеях социалистической утопии, у Достоевского появляется интерес к православной
христианской этике. Начинается новый период в его жизни и творчестве, названный III периодом, рассветом творчества писателя, последним рассветом (последние 15 лет). Он отказывается от крайних революционных форм борьбы и деятельности. Утверждает религиозно-нравственные взгляды. Основой произведений становится гуманизм. Именно в это время создается новый жанр - полифонический роман.
Слайд 6- так сформулировал Достоевский свой главный творческий принцип.
"Человек есть тайна...Ищу
человека в человеке"
Слайд 7Замысел
романа «Преступление и наказание»
Большинство исследователей творчества
Достоевского считали, что роман создавался «на основе глубоких и печальных
раздумий писателя над важнейшими проблемами времени». Главный мотив романа- падение нравственности, человеческого разобщения, роста преступности, трагедии «маленького человека», попытавшегося доказать, что он «право имеет».
Слайд 8Прототипы Раскольникова
Прототип персонажа (литература, искусство, кинематограф) — первообраз, конкретная историческая
или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания
образа.
Прототипы Раскольникова –
1. Герасим Чистов
2. А.Т. Неофитов
3. Пьер-Франсуа Ласенер
Слайд 9Фрагмент сцены суда над Р. Раскольниковым
Слайд 10Петербург
Какую роль играет город в романе «Преступление и наказание»?
Слайд 11Кто же он, главный герой романа, Р. Раскольников?
молод, беден, «находится
в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию», «был замечательно
хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»,вынужден оставить университет из-за невозможности оплачивать его, задолжал квартирной хозяйке, вынужден закладывать вещи у процентщицы, голоден, крайне возбужден».
Слайд 13Антигуманный смысл теории Раскольникова
Достоевский проникает глубже в душу преступника и
за идеи заблуждения доброго сердца, убийства ради любви к людям,
власти ради добрых дел открывает самую страшную и чудовищную для него идею- «идею Наполеона», идею власти, идею, разделяющую человечество на две неравные части: большинство- «тварь дрожащая», «вши», «пыль», «материал» и меньшинство- «властелины», необыкновенные люди, призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право во имя нужных им целей переступать через закон.
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
Основная формула теории Раскольникова «За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения».
Одна смерть и сто жизней взамен.
«Да ведь тут арифметика!»
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?
Слайд 14Социологический опрос
Имеет ли право человек на убийство, даже если он
совершает его ради благородных целей?
Слайд 15А что нам говорит закон?
С точки зрения права, человек не
должен подменять собой закон и суд. Только суд имеет право
вершить судьбу виновного.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это противоправное виновное действие или бездействие вменяемого лица, за которое законом предусмотрена криминальная ответственность.
За умышленное убийство Уголовный Кодекс России предусматривает от 6 до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.
Слайд 16Что не учел Раскольников,
проверяя свою теорию?
Что-то более высокое, чем
логические доводы рассудка, побеждает его волю. Раскольников не выдерживает тяжб
с собственной совестью. Эта борьба совести, протестующей против пролитой крови, и разума, оправдывающего кровь, и составляет главную драму Раскольникова.
Обладая сильной волей и холодным, логическим разумом, Раскольников был «убежден, что задуманное им- не преступление.
Но, несмотря на убежденность, после содеянного «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его».
Та часть натуры, от которой Раскольников пытался всеми силами избавиться, которую он считал своей слабостью, на практике оказалось сущностью его, силой его, возможностью возродиться к новой жизни. Но это уже, как говорит Достоевский, - «другая история».
Слайд 17Что спасает человечество?
«Что может спасти человечество? Только любовь спасет
мир! Любите друг друга! И будьте с Богом!» (Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание»)
«Вера в непогрешимость собственных идей- это «моровая язва», «способная уничтожить все человечество». Противостоять ей может только любовь- и не ко всеобщему благу, а к конкретному человеку.»(С. Федоров)
Удержи человека от выполнения теории!!!
Слайд 18«Есть один закон- закон нравственный».
Каково бы ни было происхождение этого
закона, он существует в душе человека и не допускает своего
нарушения. Раскольников попробовал его нарушить - и пал. И так должен пасть каждый, кто, обладая нравственным сознанием, нарушает нравственный закон. Закон человеческой совести.
Все, даже самые идейные мерила добра, правды и разума меркнут пред величием и значительностью
самой реальности человеческого существа, перед его духовностью.
Заключение:
«Не убий»-нельзя убить человека…(Библейская заповедь)
Слайд 19 «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого
сердца. Истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть».
Ф.
М. Достоевский «Преступление и наказание».
Слайд 20Домашнее задание
Написать творческую работу на тему:
1. Гуманистический смысл романа заключается
в …
2. Для меня Ф. М. Достоевский – это…?
3. Чему
учит нас роман «Преступление и наказание»?
Форма:
-эссе;
-сочинение;
-творческое исследование.