Слайд 2 1 января 1700 г. по указу Петра I
неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового
века». При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Подобно «работнику на троне», каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству. Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.
Слайд 3Какими предстают выдающиеся политические деятели XVIII столетия – Пётр I
и Екатерина II – в произведениях А.С.Пушкина («Медный всадник», «Капитанская
дочка»)? Воплощением какой государственной идеи они являются?
Идеи абсолютной монархической власти. Пётр, ратуя о преобразованиях в России, всё подчинил своей воле. Кажется, лишь его властного взгляда достаточно, чтобы «в гранит оделася Нева». Екатерина II в повести А.С.Пушкина оказывает милость Гринёву и Маше Мироновой, принимая решение единовластно, отменяя тем самым решение суда.
Слайд 4А.Н.Радищев назвал XVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с
другой стороны – «мудрым». Как вы думаете, почему?
Кровопролитные
войны, жестоко подавленное восстание Пугачёва, усиление крепостничества – с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России – с другой.
Слайд 5Назовите известных вам деятелей литературы
XVIII века.
Слайд 6План лекции.
1) Определение понятия «классицизм». Исторические предпосылки.
2) Главная цель этого
литературного направления.
3) Система жанров.
4) Понятие прекрасного.
5) Особенности драматургии.
6) Три периода
русского классицизма.
Слайд 7Задача – записать по ходу лекции основные тезисы в соответствии
с каждым пунктом плана.
Форма записи:
Слайд 8 Основным литературным направлением XVIII в. был
классицизм. Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской
культуре XVII – начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону.
Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии.
Слайд 9 Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства,
одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинён
в классицизме государственному, чувства – долгу.
Слайд 10 Подобно тому, как общество делится на сословия,
жанры произведений литературы, по представлениям классиков, должны делиться на «высокие»
и «низкие».
«Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей – королей, полководцев, вельмож. «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода.
«Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои – буржуа, торговцы, ремесленники. «Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман.
Слайд 11 Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с
симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей
светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключённым в гранитные берега.
Слайд 12 В драматургии господствовало требование трёх единств:
- места (должно было быть одно место действия);
-
времени (действие разворачивалось в течение 24 часов);
- действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).
Слайд 13 Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас
и сострадание путём изображения борьбы между долгом и страстью в
душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов.
Задача комедии («низкого» жанра) – исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращённость – в «Дон-Жуане». Соответственно и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой-нибудь одной черты.
Слайд 14 Русский классицизм пережил три периода:
30-50-е гг. XVIII в.
Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и
науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве А.С.Пушкина.
Слайд 152) 60-е гг.- конец XVIII в.
На первый
план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают
личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.
3) конец XVIII в.- начало XIX в.
Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.
Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.
Слайд 16 Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней
как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова),
так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли – Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге – дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова.